Войти в почту

Украина продолжает смотреть русское кино

Прошло три месяца, как на Украине вступил в силу запрет на показ фильмов о силовиках нашей страны. Под этот же запрет попала и российская кинопродукция, произведенная позже 2013 года. Таким образом, можно подвести первые итоги, что и было сделано 4 сентября 2015 года Украинским национальным советом по вопросам ТВ и радиовещания. Напомним, что 4 июня 2015 года на первом заседании киевского Нацсовета по кино, посвященном вышеуказанному запрету, основные игроки украинского телевидения выразили большие сомнения в действенности Закона № 1317 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины». Например, генеральный директор ICTV Александр Богуцкий назвал запрет неожиданным, а представитель телеканала «Украина» Евгений Лященко вообще заявил, что «российский сериалы и контент всегда занимал основную долю на всех каналах. К осени вряд ли перестроимся». Ситуация с законом Порошенко более чем странная, поскольку культурные и творческие пространства двух стран фактически были сильно интегрированными. В итоге украинская кинопродукция зачастую имеет российские корни. «Что на самом деле означает: кино снимают в Украине, на украинском мощностях, но сценарии пишут граждане России, главные роли исполняют российские актеры, сам же конечный продукт рассчитан, прежде всего, на российского зрителя и удовлетворяет его потребности, — возмущался киевский кинокритик Андрий Кокотюха, — В частности, сюжетные ходы не важны, если герои ездят на машинах с российскими номерами, рассчитываются российскими рублями, силовики одеты в русскую форму, на учреждениях — российские флаги, а все свои действия персонажи согласовывают с Москвой». Одновременно с законом Порошенко «Правый сектор» * начал кампанию «не дивися російське (не смотри российское)», на что простой народ отреагировал прямо противоположно. Андрий Кокотюха в этой связи горько заметил, что громадяне покупают «пиратку» на Петровке, а менеджеры украинских каналов-лидеров дружно говорят: «украинский зритель не будет смотреть американских и европейских сериалов, поэтому российские мы ставим для рейтинга». Тогда же Карен Шахназаров, комментируя законодательный запрет Порошенко, назвал его глупостью. «Украинцы любят, и будут смотреть российское кино», — заявил глава киноконцерна «Мосфильм». Действительно, на призыв украинского Госкино перейти на дармовые польские (телекомпании Polsat) или южнокорейские сериалы и картины (по цене 200 долларов за фильм), телемагнаты «незалежной» ответили молчаливым отказом. В кулуарах же это предложение было поднято на смех, поскольку предлагаемая продукция и близко не конкурирует с российскими телесериалами, например, с «Кухней», «Светофором», «Ангелом или Демоном», «Склифосовским» и другими. В итоге на украинском телевизионном пространстве началась скрытая борьба за русское кино и за своего зрителя. Например, ТРК «Украина» показала сериал «Фактологическая экспертная служба: международный отдел уголовных расследований», оказавшийся копией российского «Следа». Начавшееся расследование ничем не закончилось, так как разрешение выдало само украинское Госкино, которому и поручили следить за исполнение закона № 1317. Интересно, что 4 июня 2015 года директоры крупнейших каналов «незалежной» обещали к осени исправить положение и уйти от засилья российской кинопродукции, в три раза увеличив собственное производство. Были даже названы лидеры по «импортозамещению» — это «1+1», «Интер», «Украина» и ICTV. Представители этих компаний клятвенно заверили Украинский национальный совет, что они тратят «много миллионов» на свои сериалы. И вот пришел сентябрь, а вместе с ним очередное совещание украинских телемагнатов и высших чиновников, ответственных за кино. «…Было жарко. Только киевского смога не хватало, — так описывал эту встречу журналист Стас Юрасов. — Хотя нет, смог тоже был. Только состоял он не из гари торфяников и лесов под Киевом, а из полупрозрачных обвинений и намеков спикеров в адрес друг друга». В первую очередь, нападкам подвергся канал «1+1» Игоря Коломойского за то, что он показал сериалы «Гадалка» и «Слепая», выпущенные уже после присоединения Крыма к России. Казалось бы, наказание должно было быть жестким и неотвратимым. Но не тут-то было. Менеджеры Коломойского заявили, что данный контент не имеет к фильмам никакого отношения. Мол, первый — многосерийная документальная драма с элементами мистики, а второй - обычное ТВ-шоу на реальных событиях. Далее выяснилось, что чаще всего, показывая российский сериал, на титрах указывался 2013 год, хотя в реальности кинопродукция вышла позже. Свои ошибки каналы объясняли незнанием года выпуска, мол, посмотрели в интернете, «а там так». Других источников нет, отсюда досадные недоразумения. Стас Юрасов, описывая ситуацию с нашими фильмами, повествующими о правоохранительных органах России и СССР, недоумевал: а что делать, если в кино российский полицейский эпизодически машет «палочкой» на перекрестке? Запрещать или нет? И как быть с сериалами, в которых одновременно служат «хорошие и плохие фээсбешники»? Это пропаганда или антипропаганда? Уловки по сохранению российского контента на украинских каналах имеют вполне прагматичную основу. Так, директор ICTV Александр Богуцкий, который летом обещал утроить выпуск украинских сериалов, на осеннем заседании заявил: «Создание качественного национального продукта невозможно без участия государства. Поэтому изменения законодательства должны быть не только в том, чтобы запретить фильмы российского кино определенного года выпуска, должны быть созданы условия для дальнейшего развития собственного рынка». А вот с казенными деньгами просто беда. Официальный Киев перечислил на счет Госкино в 2015 году всего 64 млн. гривен (3 млн. долларов) для завершения семи кинопроектов, начатых еще несколько лет назад. Однако реанимировать производство оказывается не так уж просто. Вот и покупают украинские телемагнаты российские сериалы. По словам Богуцкого из ICTV, траты на кинопродукцию из России с лихвой окупаются рекламой и даже приносят доход. Тем более что русские сериалы выигрывает по качеству, так как на их производство, бывает, тратят до 200 тысяч долларов за серию.

Украина продолжает смотреть русское кино
© Коммерсантъ