Торговлю ставят на процент
Уже половина магазинов в торговых центрах платит процент с оборота вместо ставки аренды. Такие отношения держатся на доверии, говорят эксперты: с одной стороны арендодатель получает частичный доступ к документам, с другой — вынужден верить цифрам, которые ему предоставляют. Как складываются отношения арендодателей и арендаторов ТЦ в кризис и что происходит с рынком торговой недвижимости, разбиралась «Газета.Ru».
Новые условия
Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации на рынке торговой недвижимости, в этом сегменте продолжается пересмотр условий аренды. По словам консультанта отдела исследований рынка CBRE Елены Ключаровой, большая часть ритейлеров пересмотрела и согласовала новые условия аренды еще в конце 2014 — начале 2015 года. В основном, они договаривались о фиксации валютного курса, скидке по фиксированным арендным ставкам, арендных каникулах или привязке к проценту с оборота. Все эти инструменты, как правило, применяются на срок около полугода, поэтому о дальнейшем изменении условий можно будет говорить только во второй половине года. Однако уже сейчас понятно, что все больше розничных операторов переходит на схему процент с оборота взамен фиксированной арендной ставки. Такая схема предполагает, что ставка привязывается к товарообороту арендатора — он выплачивает в качестве арендной платы определенный процент суммы, которую ему удалось заработать. Процент зависит от многих факторов, основные из них — это сам ТЦ (его расположение, проходимость), а также профиль оператора. Наивысшие ставки, как правило, у продавцов одежды (7-18% от оборота), далее следуют магазины детских товаров и электронной техники, минимальные ставки у продуктовых ритейлеров (2-4%). Якорные арендаторы и просто известные бренды с хорошей репутацией на рынке, как правило, платят более низкий процент.