БРЮССЕЛЬ, 29 сен — ПРАЙМ. Выход Великобритании из состава Евросоюза должен состояться через полгода – 29 марта 2019 года, однако условия этого "развода" так до сих пор – после многих месяцев переговоров, до конца не определены, а ведь без них социально-экономические последствия Brexit могут оказаться весьма неприятными. Стране и союзу нужно окончательно договориться об условиях их разъединения не позднее ноября. Если это сделано не будет, соглашение о "разводе" может не успеть пройти все необходимые ратификации и не вступит в силу к обозначенному моменту. Это грозит "жестким" Brexit — не только разрывом Британии с договорённостями и законодательными актами, которые она соблюдает, являясь членом ЕС, но и неопределённостью относительно будущих отношений с Евросоюзом. Еврокомиссия, член которой Мишель Барнье является главным переговорщиком от ЕС по Brexit, продолжает стремиться к заключению договорённости об условиях "развода". Переговоры о разъединении продолжаются, заявляют в ЕК. Однако о каком-то прорыве в них пока не сообщается. Глава Евросовета Дональд Туск после обсуждения Brexit на саммите глав государств ЕС в сентябре не исключил отсутствия итоговой договорённости об условиях "развода" ЕС и Великобритании. Еврокомиссия заявила позже, что подготовилась ко всем сценариям развития ситуации, включая "жесткий" Brexit. ПРОГРЕСС Стоит отметить, что сторонам ранее уже удалось предварительно договориться по большинству вопросов соглашения о "разводе". Главный переговорщик ЕС Барнье говорил, что это касается не менее 80% этой сделки. Однако соглашение не будет подписано, пока не будет всех 100%, заявляли в ЕС. Без договора о Brexit не будет и переходного периода в отношениях страны и союза, когда Великобритания, будучи уже не в составе ЕС, соблюдала бы все правила союза и оставалась бы в его едином экономическом пространстве. В течение этого периода страна и ЕС могли бы вести переговоры о конкретных условиях будущих торгово-экономических отношений. Важнейшим нерешенным пунктом в договоре о "разводе" остается граница между Ирландией и Северной Ирландией, или так называемый вопрос об Irish backstop. В настоящее время Северная Ирландия и Республика Ирландия не разделены пограничной инфраструктурой, однако выход Британии из ЕС подразумевает учреждение пограничного контроля, так как Соединенное Королевство покидает и Евросоюз, и таможенный союз ЕС. Евросоюз стремится к тому, чтобы избежать появления "жесткой" границы между Ирландией и Северной Ирландией. Переговоры об этом вопросе идут много недель. "Ясно, что обе стороны по-прежнему сильно разделены по вопросу (Irish backstop)", — говорится в блоге экономиста по развитым рынкам ING Джеймса Смита. Летом Барнье заявлял, что сторонам необходимо договориться к середине октября – саммиту глав государств ЕС. Теперь крайний срок договорённости, можно считать, несколько сместился – до середины ноября. Как заявил Дональд Туск после сентябрьского Евросовета в Зальцбурге, он может созвать внеочередной саммит лидеров стран ЕС по Brexit 17-18 ноября. Решение о том, проводить ли эту встречу, будет принято в октябре. Туск объяснил, что созывать ноябрьский саммит планируется лишь, если на нём будет возможность "финализации и формализации сделки" по Brexit. ПРОГНОЗ Туск, не исключая отсутствия сделки, тем не менее, надеется, что решение приоритетного вопроса — ирландской границы, будет готово в октябре. "Несмотря на последний шум, мы по-прежнему думаем, что сделка между Евросоюзом и Соединенным Королевством, вероятно, будет достигнута", — пишет Смит. Он добавляет в своем блоге, что проблемой даже после заключения договора может стать его одобрение парламентом Великобритании. Как сказал РИА Новости аналитик European policy centre (EPC) Йохан Бьеркем, достигнуть соглашения к середине октября будет непросто. При этом он считает возможным созыв внеочередного саммита в ноябре. Отвечая на вопрос, будет ли соглашение готово в ноябре, аналитик добавил: "Должно быть, если они хотят ратифицировать его и ввести в действие к (концу) марта". ЕК напоминает, что правила, на основе которых ведутся переговоры о "разводе", дают возможность отложить ранее выбранную дату отделения страны от союза, однако лишь при единогласном одобрении этого всеми государствами ЕС. Бьеркем считает, что отложить дату Brexit будет сложно, и что это вряд ли в интересах сторон. Среди аргументов он привёл, в частности, необходимость одобрения в Евросоюзе нового долгосрочного бюджета (MFF) на 2021-2027 годы, проект которого свёрстан и был представлен в мае нынешнего года без учета взносов Великобритании. Ведь планируется, что страна к моменту одобрения этого бюджета (не позднее конца 2020 года) и начала его применения (с 2021 года) должна будет уже покинуть ЕС. Помимо этого, на конец мая 2019 года назначены выборы в Европарламент, а затем последует формирование нового руководства Еврокомиссии, где каждый еврокомиссар представляет одну из стран-членов ЕС. После Brexit, если к этому моменту соглашение о "разводе" будет создано и надлежащим образом ратифицировано, планируется переходный период в отношениях регионов. Пока задумано, что он продлится 21 месяц – до конца 2020 года. Однако для создания торгово-экономической сделки этого срока может оказаться недостаточно. "Если вы посмотрите на Канаду, то тут понадобилось семь лет для проведения переговоров (о торговом соглашении с ЕС) У Великобритании несколько иная отправная точка. Тем не менее, такие вещи требуют большего времени", — сказал Смит РИА Новости, добавляя, что, "вероятно, переходный период будет продлен". Но тут может крыться новая проблема: от Великобритании в таком случае может потребоваться вносить средства в бюджет ЕС в течение более длительного времени, чем планируется теперь. Эксперт не исключает, что на создание договорённости по новым торгово-экономическим отношениям и подготовке к этому уйдёт не менее пяти лет. ПОСЛЕДСТВИЯ Отсутствие договорённости об условиях выхода Великобритании из состава Евросоюза может обернуться катастрофой для страны, говорил в сентябре премьер Люксембурга Ксавье Беттель. Такой исход для ЕС он называл лишь "плохим". Эксперт из ING Смит в беседе с РИА Новости отметил, что отсутствие этого соглашения поднимет "мириады вопросов" для Великобритании, в частности, о таможенном регулировании и пошлинах, налогах, миграции. "Это будет очень разрушительно для бизнеса", — констатирует он. Ещё одним немаловажным вопросом он называет продовольственный, ведь Великобритания импортирует значительную долю потребляемой продукции. Отсутствие договоренности об условиях "развода" будет означать возвращение торговых тарифов между ЕС и страной в рамках правил ВТО, сообщал Барнье. Схожими будут и связанные с торговлей риски, если страна и ЕС вовремя заключат и ратифицируют соглашение об условиях "развода", но не успеют к окончанию переходного периода договориться о будущих торгово-экономических связях, добавляет Смит. Со своей стороны Еврокомиссия ещё летом заявила, что выход Великобритании из Евросоюза окажет значительное влияние на граждан и бизнес 27 остающихся в объединении государств. Поэтом она призвала всех, включая граждан и компании, затронутые Brexit, подготовиться к "разводу" страны и союза, чтобы минимизировать это влияние. Еврокомиссия попросила государства ЕС быть готовыми на случай, если законодательство и соглашения ЕС перестанут применяться к и в Великобритании уже с конца марта следующего года. ЕЦБ, монетарный регулятор еврозоны – объединения, в которое входят 19 из 28 стран Евросоюза, попросил банки подготовиться к "жесткому" Brexit. "Они должны иметь детальные бизнес-планы по всем операциям в еврозоне на среднесрочную перспективу", — рассказал РИА Новости представитель пресс-службы ЕЦБ. При этом регулятор считает, что риски для финансовой стабильности еврозоны от любого варианта выхода Великобритании из Евросоюза ограничены, отметил собеседник агентства.