Войти в почту

В России появятся консультационные центры для проблемных школ

Министерством образования и науки планируется проведение пилотного эксперимента по внедрению модели окружных экспертно-консультационных центров, которые будут курировать школы с низкими результатами обучения или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Задачей таких центров будет экспертное, методическое и консультационное сопровождение по вопросам развития системы общего образования. Фактически предлагаемые центры будут являться кураторами неблагополучных школ, выступая неким «антикризисным менеджером», в задачу которого будет входить выстраивание работы школы и присмотр за соблюдением утвержденных правил. — В России обеспечен высокий уровень охвата общим образованием. Однако всё более заметными становятся различия в качестве образования, предоставляемого учебными организациями. Выделяются школы, демонстрирующие низкие образовательные результаты на всех уровнях, и школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, — пояснили в Минобрнауки. К неблагоприятным социальным условиям относятся: территориальная отдаленность школы, неблагополучная социально-демографическая обстановка в районе, ограниченная транспортная доступность, социальная напряженность в конкретном месте. Количество таких школ, по данным ведомства, может варьироваться от 4–5% до 25%. Таким образом, фактически до одной четверти школ — при общем количестве 42,6 тыс., в которых обучаются 14,6 млн школьников, — показывают низкие результаты обучения. — В таких условиях школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. Подобная ситуация представляет угрозу не только возможности части населения России получить качественное образование, но и качеству человеческого капитала, социальной стабильности всей страны, — добавили в ведомстве. Член комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Роман Дощинский рассказал, что методические службы прежде уже существовали. — Они шествовали над школами. Каким-то образом им помогали, оказывали методическую помощь учителям. Лет пять назад их существенно сократили. В Москве всего один городской методический центр. Понятно, что это несерьезно. В таком случае зачем нужно было пять лет назад уничтожать то, что было? — удивляется Дощинский. По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, около трети школьников в России показывают низкие результаты. — Была попытка больше платить педагогам, которые работают с детьми из сложных семей. В очень многих странах есть такое направление — улучшение результатов школьников, когда специально готовят педагогов, чтобы они могли работать с ребятами, у которых есть проблемы. В рамках таких программ создают условия для улучшения пространства внутри школы, чтобы вовлечь учеников. Это действительно делать нужно. Без работы в этой сфере мы не сдвинемся с места. Такие региональные центры, которые бы отслеживали результаты, как-то курировали работу, могут быть очень полезны. Но это очень серьезная содержательная работа.

В РФ появятся консультационные центры для проблемных школ
© Дмитрий Киселев