Войти в почту

«Я редко ставлю пятерки»

В Москве выбрали лучших педагогов. Лауреатами конкурса «Учитель года-2016» стали девять человек из девяти тысяч участников. Подавляющее большинство финалистов — мужчины. Хотя считается, что педагог — женская профессия. Поздравляя победителей, мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что реформа столичного образования идет успешно. По его словам, столичные школы соответствуют «лучшим мировым стандартам». Как работает сегодня обычный учитель? Что думает о работе, родителях и учениках? «Лента.ру» записала монолог одного из победителей конкурса, преподавателя физики школы №1394 Артема Барата. Я закончил Московский энергетический институт (МЭИ) и остался работать на кафедре. В 2007 году коллега предложил мне поработать в школе, которую курировал МЭИ. Из нее потом набирались классы для участия в олимпиадах. Я думал, что это просто подработка. Но нет ничего постоянного, как что-то временное. Мой принцип: «Не навреди». Когда только начинал работать в школе, недооценивал какое влияние современный педагог оказывает на ребят. Детей можно за один урок отвратить или влюбить в свой предмет. Современная школа кардинально отличается от той, которую я когда-то заканчивал. В мое время преобладал командный, авторитарный стиль. Сейчас к детям относятся с большим теплом. Делается акцент на личность ребенка, на то, чтобы найти оптимальный код к каждому. Сейчас ученик редко задает вопрос: «Почему так?».Часто он спрашивает: «Зачем мне это нужно знать?». То есть теория — уже не цель образовательного процесса. Это — его инструмент. В то же время вузы ждут, что первокурсник будет не только уметь ставить задачи и решать их, но и обладать базовыми знаниями. И задача учителя построить работу так, чтобы ученику было интересно, чтобы он все усвоил. Образование становится боле открытым. Родители могут больше участвовать в управлении школой. Если родитель считает, что если в школе учат плохо, то он обязательно должен свою точку зрения донести. У меня была ситуация — впервые за всю мою карьеру в этом году одна мама была мной активно недовольна. Ситуация вроде бы распространенная: очень часто ребенок транслирует дома свою точку зрения, у педагогов другое видение ситуации. Я считал, что родители были неправы. Однако после нескольких появлений мамы, с учеником начал работать по-другому. Где-то приходилось переступать через себя, давал ему много авансов. Прошло какое-то время и я понял, что мама права. Хоть и в странной манере, но она пыталась донести до меня какую-то мысль. Подход к ребенку был найден. Сейчас у нас все налаживается. Мальчик начал работать на уроках, выполнять домашние задания, к нему пришла осознанность. Надеюсь, что и дальше мы с ним будем набирать, а не терять. Если бы мама не пришла и приняла бы тройки, которые получал ребенок, прогресса бы не случилось. Вероятно, если ребенок просто был бы троечником, у него опустились бы руки. Реакция родителей, пусть даже бурная, все-таки лучше, чем никакая. Проблемы надо обсуждать с учителем. Я очень редко ставлю пять баллов. Меня самого в школе воспитали, что пятерка — нечто выдающееся. Ей может обладать человек, способный решить любую задачу. В среднем у меня больше половины детей учатся хорошо. Тройка — сложная оценка. Потому что она может означать разное. Например, есть дети, которые все понимают, но им чего-то не хватает. В результате делают много ошибок. «Тройка» может быть олимпийской «бронзой», когда благодаря своим героическим стараниям ребенок выходит на совсем другой уровень. Конечно, пятибальная система маловата. И мне кажется правильно, что сейчас в Москве проводится эксперимент по изменению оценочной шкалы. Во время конкурса «Учитель года» мне очень понравилась идея коллеги, которая ввела в своих классах 15-балльную систему. Каждая оценка у нее имеет три градации: разного вида пятерки, четверки и так далее. Может быть, в будущем и я попробую что-то изменить. Физика не часто бывает любимым предметом. Самое грустное, когда ребенок считает, что он ничего не понимает и даже не пытается перешагнуть через себя. Сразу ставит крест. Но все преодолимо. Я разработал цикл уроков «Физика и профессии». Специально подбирал «неожиданные» специальности. Казалось бы, где артист и где законы физики? Оказывается — рядом. Один из идеологов вокальной педагоги Рауль Юссон был математиком и физиком. В свободное время ему нравилось ходить в оперу. Слушая пение, размышлял о технике вокала различных певцов. С его подачи артистов начали исследовать физическими методами. Был найден акустический спектр. Изучив его, можно дать советы по технике пения. То есть объяснить поющему, что он делает неправильно и сориентировать его. Кроме того, из этого графика видно, почему пение одних нам нравится, а других – нет. Все это основано на законах физики. Когда я еще только работал в вузе, сразу же стал сторонником ЕГЭ. Он создает равные возможности для москвичей и детей из глубинки. Многие считают, что экзамен: зубрежка и натаскивание. Но что касается физики — это совсем не так. Человек, вызубривший учебник, едва ли перешагнет минимальный балл по физике. Необходимо понимание. С моей точки зрения, тестовая часть по физике нисколько не проще той, где надо решать полноценные задачи. И самое главное: с момента введения ЕГЭ этот экзамен строго ранжировал моих выпускников по трудозатратам. Кто как учился, тот такие оценки и получал. Это больная для меня тема. В Москве огромное количество репетиторов. Если родители из моего класса пользуются их услугами, отдачи не вижу. Я противник репетиторства по многим причинам. Это форма ухода от ответственности. Устраняется учитель, потому что он знает: за ребенком присматривают со стороны. «Уходит» родитель, который покупает за деньги образовательную услугу. И сам ребенок привыкает перекладывать собственные задачи на чужие плечи. Если речь идет не о выпускнике, не об одиннадцатикласснике, семье нужно найти контакт со школьным педагогом и дать ему время на решение проблемы. Иногда, чтобы изменить ситуацию с успеваемостью и пониманием, необходимо не меньше года. Но самое главное для успешной реабилитации неуспевающих: на уроках ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Он не должен предвидеть какую-то агрессию, оскорбления. Он должен понимать, что в любом случае его уважают. В нашей школе существуют предметные кафедры, где собираются преподаватели естественных наук. Там мы решаем профессиональные задачи, постоянно обмениваемся опытом с коллегами из других столичных школ.Черпать идеи можно повсюду. Все зависит от личной позиции педагога — желает ли он расти, делать уроки интереснее. Мы с детьми обязательно посещаем различные научные выставки, ездим в лаборатории вузов, бываем в обсерватории МГУ. Сегодняшняя зарплата также способствует творческому процессу. Как бы там не говорили, лично я замечаю, что она растет. Сейчас в нашей школе в среднем учителя получают от 70 тысяч рублей. Сейчас очень много денег тратится на то, чтобы оснастить школьные лаборатории современными приборами. В некоторые учебные комплексы оборудование поставлено в рамках Курчатовского проекта. Уникальные вещи! Это и высоковольтная техника, и генераторы. Есть установки по определению удельного заряда электрона, по движению заряженных частиц в магнитном поле. Выглядит очень красиво. Абсолютно на всех детей производит впечатление электронный изгибающийся луч. Однако я рекомендую учителям не выбрасывать казалось бы устаревшие приборы. Именно соседство старого с новым, когда дети смогут наглядно оценить как шагает прогресс дает самый эффективный эффект.

«Я редко ставлю пятерки»
© Lenta.ru
Lenta.ru: главные новости