Войти в почту

«Королеве Калахари» — алмазу и фильму

Елена Стафьева о коллекции Chopard, созданной из одного камня Два года назад в Ботсване в кимберлитовой трубке Карове, принадлежащей Lucara Diamond Corp., был найден алмаз идеальных характеристик -- чистоты F, цвета D, типа IIA -- и фантастического размера 342 карата. О том, что случилось с ним дальше, рассказано в документальном фильме "The Queen Of Kalahari", который будет показан в рамках ММКФ Карове -- это та самая шахта, где за последние годы уже нашли несколько выдающихся камней, в том числе 813-каратный алмаз Constellation, купленный Фавазом Груози для de Grisogono за $63 млн, и совсем недавно -- второй по величине из всех когда-либо найденных алмазов, Lesedi La Rona на 1109 карат. Тот камень, о котором пойдет речь и который будет назван The Queen Of Kalahari, обнаружила местная африканская сортировщица -- и фильм, снятый Алексисом Веллером, подробно рассказывает, как она это сделала и какие обстоятельства этому сопутствовали. Дело в том, что алмазы такого размера находят не каждый день, но что еще важнее -- камни таких исключительных характеристик находят совсем редко: чистота F, то есть Flawless -- "безупречная", цвет D -- идеальная бесцветность, а тип IIA означает химическую чистоту, то есть отсутствие азота, вызывающего желтый оттенок, и такую характеристику имеют менее 2% ювелирных алмазов. Но главное -- это последующая история этого исключительного камня и то, как именно она закончилась. Вернее -- где. Алмаз, найденный в Ботсване, попал в руки Каролины Шойфеле, главы ювелирного направления Chopard, и был назван ею "Королева Калахари", по имени пустыни, в которой расположена шахта Карове. Каролина прилетела в Ботсвану в сентябре 2015 года -- и, увидев этот камень, поняла, насколько исключительный экземпляр попал в ее руки: "Это настоящая удача -- подержать в руках такой бриллиант. Это не самый большой камень, но другие большие камни не имели такой чистоты". Я смотрела фильм "The Queen Of Kalahari" в Базеле во время самой масштабной ювелирной и часовой выставки BaselWorld до того, как увидела то, что в итоге из этого бриллианта получилось. И ничего особенного от этого фильма не ожидала -- в конце концов, это обычный маркетинговый инструмент, а не произведение искусства. Но он оказался действительно хорошо сделанным: увлекательный, с очень разумной дозой сентиментальности -- и, главное, с реальными людьми, имевшими отношение к истории "Королевы Калахари", начиная с той самой сортировщицы, которая его нашла,-- и дальше, через директора шахты Карове, дилера из Антверпена, продавшего алмаз Chopard, огранщика, распилившего его,-- к самой Каролине Шойфеле. Все основные эпизоды истории "Королевы Калахари" реконструированы тут с участием реальных лиц и ровно в тех самых местах, где они происходили: сцена в сортировочной шахте Карове, эпизод в Антверпене, когда на алмазной бирже становится известно, что найден исключительный камень, поездка Каролины Шойфеле с ее дилером в Африку, чтобы увидеть "Королеву Калахари" и принять решение о покупке. "Это был очень эмоциональный момент, когда я развернула упаковку и впервые увидела камень. У меня не было сомнения, что я должна его купить, единственный вопрос был только в том, что с ним сделать". И то, как она обсуждает судьбу камня с огранщиком, работает в своей студии, рисует у себя дома по ночам эскизы под виниловые пластинки, тоже показано самым человеческим образом. Итак, ключевой вопрос был -- что делать с этим выдающимся бриллиантом. "Мы могли бы разрезать его на два больших 80-каратных бриллианта и, возможно, сделать длинные сережки,-- говорит Каролина.-- Кто-то другой так бы и поступил, но для Chopard это было бы слишком очевидно, мы любим более творческий подход. Я не хотела просто одно украшение -- я хотела целый комплект". В результате из "Королевы Калахари" получилось 23 бриллианта, которые сложились в полновесную парюру The Garden Of Kalahari -- "Сад Калахари". Идея Каролины состояла в том, чтобы сделать украшения по мотивам ее любимых цветов -- подсолнуха, мака, анютиных глазок, кувшинок. Вторая ее идея была в том, чтобы сделать украшения подвижными, буквально каждую их деталь -- что опять же должно напоминать настоящую флору,-- и позволить им трансформироваться. Пять бриллиантов среди 23 весят больше 20 карат, и для каждого была выбрана своя огранка: круглая, "кушон", "сердце", "изумруд", "груша" -- Каролина говорит, что ей хотелось иметь все главные типы огранки, в том числе винтажные, которые не часто используются сегодня. Самый большой, 50-каратный бриллиант круглой огранки стал центральным элементом центральной подвески центрального украшения всей коллекции -- колье The Garden Of Kalahari. В двух других подвесках этого колье -- бриллиант огранки "сердце" весом 26 карат и бриллиант "груша" на 25 карат. Все три отсоединяются и легко превращаются, например, в части сережек. В целом это колье разбирается на четыре отдельных -- и совершенно полноценных и автономных -- украшения. Когда в финале фильма "The Queen Of Kalahari" на сцену выходит великолепная черная певица в колье The Garden Of Kalahari и поет, а затем к ней поднимается та самая сортировщица, обнаружившая алмаз, вместе с Каролиной Шойфеле, и эти три взрослые женщины стоят под лучами софитов, которые буквально затмевает блеск бриллиантов, то понимаешь две вещи. Первое: слова Каролины про то, что драгоценные камни, особенно такие выдающиеся, это прежде всего бездна эмоций,-- не просто предсказуемый и вполне обычный в таких случаях комментарий. Потому что -- и это, собственно, второе -- ты ловишь себя на том, что очень хочешь увидеть эти украшения, увидеть эти камни. И когда ты их наконец видишь, то их сияние немедленно запускает биохимические реакции в твоем собственном мозгу и превращается в твои собственные эмоции. Получить свою дозу эндорфинов можно будет и в Москве, куда привезут весь сет украшений The Garden Of Kalahari -- на вечер Chopard в рамках Московского международного кинофестиваля 24 июня.