Войти в почту

В новаторской пурге «Метели» Пушкина не разглядеть

17 февраля Театр на Покровке представил спектакль «Пушкин. Метель». Премьера состоялась в Центре творческой индустрии «Фабрика».Мистическая драма «Пушкин. Метель» в постановке Инны Ваксенбург и хореографа Светланы Скосырской на сцене Театра на Покровке — новаторская, вываливающаяся из традиций классического драматического театра попытка рассказать о героях хрестоматийного произведения по-новому, с точки зрения сегодняшнего дня. Что само по себе уже вызывает любопытство зрителя, привлеченного многообещающим названием. Как-то теплым летним днем судьба «выдернула» дачную компанию молодых ребят из беседки парка и сыграла с ними шутку: они попадают во времена Александра Сергеевича, в рисующую на стекле замысловатые узоры круговерть пушкинской «Метели». Режиссер Инна Ваксенбург поставила перед молодыми актерами, недавно приглашенными в труппу Театра на Покровке, задачу осмыслить, что значит Пушкин для нас, сегодняшних. Действительно интересно, как современная молодежь относится к поступкам, чувствам, мыслям молодых людей пушкинской эпохи? Знакома ли им, нынешним, сила страстей пушкинских героев, доступна ли безрассудность поступков, находит ли отзыв целомудренная этика мыслей? «Метель» Пушкина — повесть крошечная, в ней практически нет диалогов. Создавая собственную инсценировку мистической драмы, Инна Ваксенбург решила передать атмосферу пушкинского времени с помощью пластики, восполнив ею лакуны, приходящиеся на «закадровый» авторский текст. В этом режиссеру помогает блестящий хореограф Светлана Скосырская. Творческий дуэт связывает сотрудничество в прошлом: они вместе ставили классику, уже прибегая к языку пластики. Например, спектакль «Кафка. Mysteryplay» — впечатления от Кафки и «Песни Песней» Соломона, с участием в проекте знаменитого маэстро Марка Пекарского. Влияние на режиссерский почерк Ваксенбург Марка Пекарского остро чувствуется и в «Метели». Стихия звуков — от бытовых шорохов до мощного перезвона колоколов — такой же полноправный самостоятельный участник спектакля, как и его пластическое решение. Шаманящие ритмы создают особую атмосферу времени. Представляете: Пушкин не в исторических декорациях (художник Владимир Боер намеренно выстроил на сцене парадоксальное пространство вне времени), а именно в пластике и звуках? На эту же вневременную задачу работают и изумительные, немыслимой красоты костюмы Любови Подгорбунской. В них — хоть на бал к русскому царю, хоть на красную дорожку Каннского фестиваля! Особых похвал достойны молодые артисты театра, занятые в спектакле. Приятно поражает танцевальная подготовка: им легко даются разные стили, подвластны как физически сложные акробатические поддержки, так и лирическое наполнение — язык танца в этой постановке царит безраздельно и правит бал. Что же касается режиссуры, то это, увы, самое слабое место спектакля. Добавление героев из смежных «пространств» («Пиковой дамы», например), как и использование отдельных стихов Александра Сергеевича, выглядит достаточно куце, случайно и эклектично. «Пушкин. Метель» так же далек от «Метели» Пушкина, как, скажем, и от «Старухи» Хармса. То есть бесконечно далека. Пурга, сплошная пурга! И что именно хотел сказать режиссер, использовавший канву талантливого произведения, в этой пурге так и остается для нас, зрителей, загадкой. СПРАВКА Театр на Покровке основан в 1991 году Сергеем Арцибашевым. В его репертуаре — русская классика в современном прочтении. Постановки отличаются оригинальностью режиссерских ходов, которые всегда сочетались с углубленным и точным «вчитыванием» в первоисточник. В октябре 2015 года главным режиссером театра стал Геннадий Шапошников.

В новаторской пурге «Метели» Пушкина не разглядеть
© Вечерняя Москва