Войти в почту

Турбины докрутились до Брюсселя

Германия инициирует «европейский ответ» на серую поставку в обход санкций газовых турбин Siemens в Крым. В МИД ФРГ “Ъ” вчера заявили: «В качестве ответа на нарушающую договор поставку турбин в Крым мы готовим реакцию на европейском уровне. Поскольку там идет процесс согласования, мы не можем сообщить о деталях». Источник “Ъ”, близкий к Еврокомиссии, объяснил: «В черный список ЕС могут по представлению правительства ФРГ быть внесены должностные лица российских компаний, участвовавших в сделке с Siemens, а также сами эти компании». Чиновник дал понять, что речь может пойти о структурах «Ростеха» ОАО «ВО “Технопромэкспорт”» (ОАО ТПЭ) и ООО «ВО “Технопромэкспорт”» (ООО ТПЭ). Кроме того, по словам собеседника “Ъ”, санкции могут быть наложены на представителя Минэнерго РФ.

За поставки Siemens в Крым ответят в Минэнерго
© Коммерсант

Как ожидается, этот вопрос будет обсуждаться уже сегодня на заседании Еврокомиссии, где также будут рассматриваться сценарии ответа ЕС на возможное введение США новых санкций в отношении России. Напомним, ЕК озабочена тем, что меры, обсуждаемые в Конгрессе США, могут иметь непредвиденные последствия, в том числе для европейских экономических и энергетических интересов (см. “Ъ” от 24 июля).

Таким образом, на одном и том же мероприятии европейским чиновникам придется договариваться о введении ЕС новых санкций в отношении России и одновременно готовить ответные меры на обсуждаемые в США ограничительные меры в отношении Москвы.

Таврическую и Балаклавскую ТЭС (общая мощность 940 МВт) в Крыму строит ООО ТПЭ — своего рода SPV-компания «под Крым», созданная «Ростехом» лишь в 2014 году. В составе госкорпорации есть и ОАО ТПЭ — известная с советских времен компания, строившая энергообъекты за рубежом. Гендиректором обеих компаний является Сергей Топор-Гилка. Сейчас ОАО в процессе банкротства, и, как следует из решений судов, компания 16 октября 2015 года продала ООО ТПЭ четыре газовых турбины Siemens SGT5–2000E за €152,4 млн. При этом структуры «Ростеха» претендовали и на строительство аналогичной крымским станциям ТЭС в Тамани (этот проект в Краснодарском крае до сих пор не начат). Это позволяло покупать оборудование «под Тамань» и заверять Siemens, что турбины не для Крыма.

Немцев риск оказаться втянутыми в скандал с Крымом беспокоил еще в конце прошлого года: как писал “Ъ” 11 ноября, ТПЭ жаловался в правоохранительные органы на то, что Siemens не отдает часть оборудования, купленного для ТЭС в Тамани. Но в этом июле некие турбины все же поступили в Крым. Тогда Siemens публично признала возможность, что это ее турбины, и потребовала их вывоза с полуострова. А в конце прошлой недели опубликовала свои «санкции» против России — в частности, отказ поставлять генерирующее оборудование госкомпаниям (на другие виды техники запретов немцы не наложили). Официальная позиция Москвы при этом заключается в том, что в Крым поставляется российское оборудование. Механизм, позволяющий, видимо, делать такие заявления, “Ъ” описывал 14 и 16 июня на основании данных закупок ТПЭ. Так, компания хотела заказать техдокументацию для «модуля газотурбогенераторного типа ТПЭ-180», а производителем модуля называла себя. Но в комплект, следовало из закупочных данных, входило в том числе оборудование Siemens, «Силовых машин» и ИК ЗИОМАР «Росатома» (все компании отрицали участие в крымском проекте).

В Минэнерго и ТПЭ вчера от комментариев по возможным санкциям ЕС отказались. Энергетику в целом в ведомстве курирует заместитель министра Вячеслав Кравченко, но «крымская» тематика закреплена за другим заместителем министра — Андреем Черезовым (традиционно ведет спецпроекты в отрасли, такие как, например, энергетика для Олимпиады в Сочи). При этом, по данным “Ъ”, в ведомстве осознавали риск распространения на господина Черезова европейских санкций из-за «дела турбин».