Россия сыграет на нефтяных фьючерсах

В ноябре в России стартовали тестовые торги сортом нефти Urals российских компаний. Начал работу симулятор торгов фьючерсами на Urals на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), инвесторам предлагается спот на очищенное топливо, а не на сырую нефть. Тем не менее, если идея будет воплощена удачно, начнутся торги и фьючерсами на сырую нефть, что позволит продавать российское «черное золото» дороже на мировом рынке – без дисконта к сорту Brent, а также создать прозрачную цепочку поставок и ценообразования. В 2015 году скидка на Urals в среднем составляла 0,84 доллара за баррель, а в 2014 – 0,99 доллара. Идея создания российского нефтяного эталона существует уже несколько лет, напоминает РБК. Сейчас нефть российских сортов Urals и ESPO (нефть, поставляемая по трубопроводу ВСТО) продается с дисконтом по сравнению с североморской Brent. Появление новых фьючерсов сделает российские сорта более ликвидными и снизит дисконт. Чтобы российский сорт признавался как ценовой ориентир покупателями на международном рынке, нужно, чтобы он торговался на бирже по прозрачной и понятной цене, транспортировка и объемы поставок нефти гарантировались всем участникам торгов, а объем торгов должен составлять не менее 10–15 млн т в год, или 3 млн барр. в сутки. Он должен повысить ее стоимость и отвязать ее от котировок, а также исполнить давнее пожелание Путина о торгах за рубли. Минэнерго рассчитывает, что первые торги новым сортом пройдут до конца 2015 года — середины 2016 года. Сначала будут тестовые сессии, потом фактические торги. Будет ли это Russian Urals или ВСТО — вопрос, который еще предстоит решить, пояснял замминистра. Как ранее заявлял первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер, «у нас есть стратегическая задача, которая предполагает Urals в качестве маркерного сорта российской нефти. Есть цельный план реализации мероприятий по отвязке этого сорта от Brent», - сказал он. «Сорт ВСТО мы также рассматриваем, но в меньшей степени. Приоритет - Urals», – добавил чиновник. Таким образом, Россия полна решимости запустить фьючерсный рынок из-за низких цен на нефть и роста скидки на Urals по сравнению с Brent, пишет Reuters. Иран через несколько месяцев, если не недель, может вернуть на рынок около 500 тыс. баррелей в сутки. И тогда цены на нефть могут обвалиться еще больше. Тем не менее, проблем с торговлей фьючерсами на Urals довольно много. Без достаточной ликвидности на физическом рынке трейдеры вряд ли поддержат новые стандарты. Непонятно также, каким образом и где удастся обеспечить эти физические поставки. А без этого физического рынка будет очень сложно получить поддержку на срочном рынке. Фьючерсный контракт на нефть - ожидаемый финансовый инструмент на рынке, указывает руководитель отдела юридического сопровождения аутсорсинговой компании Интеркомп Наталия Куркина. Еще в прошлогодний кризис нефтяных цен специалисты говорили о том, что российским нефтяным компаниями пора выводить данный дериватив на мировые биржи. Трудно сказать, говорит эксперт, с чем связан отказ ввести фьючерсный контракт на нефть в кризисные месяцы 2014 года и согласие на его введение в конце 2015. Но скорее всего, выводы будут неутешительные: возможно, тогда у аналитиков, чье мнение учитывается при принятии подобной важности решений, были основания полагать, что цена на нефть не продолжит падение, а вскоре вернется на минимально-приемлемые показатели. Судя по всему, в настоящее время такой убежденности уже нет. Также возможно, что принятие решения о фьючерсе откладывалось в силу того, что данный дериватив является достаточно рискованным, поскольку ведь данный финансовый инструмент достаточно быстро реализовывается и является достаточно неустойчивым. В январе ожидается возвращение в число крупных торговцев нефти Ирана, что только увеличит и без того большое предложение нефти на мировых рынках. Неутешительна и информация от ОПЕК – судя по всему, организация будет наблюдать за ценой на нефть до февраля. Президент Организации стран-экспортеров нефти Эммануэля Ибе Качикву, заявил, что созыв срочного заседания организации возможен, однако не ранее февраля. Все это в совокупности вынуждает отечественные компании к решительным действиям. Возможно, стоит зафиксировать нынешнюю цену на нефть во фьючерсных контрактах, чтобы не увеличить и без того растущий дефицит бюджета. При помощи фьючерсного контракта российские компании смогут зафиксировать нефтяную цену, по которой впоследствии будут проданы определенные объемы нефти, объясняет Куркина. С одной стороны, таким образом, они нейтрализуют риск колебания цены и получат возможность планировать свой бизнес. С другой, существует риск потерь при одновременно высокой волатильности курса доллара и цены на нефть. Проблема заключается в том, какая система подсчета будет при использовании фьючерса: в частности, возможно, что фьючерсный контракт не будет учитывать ни курс доллара на момент приобретения дериватива, ни курс на начало дня, а всего лишь будет считать убыток или прибыль, а затем пересчитывать их по курсу на конец торгового дня. Это может грозить потерями. Если цена на нефть будет снижаться, то выиграет продавец, тогда как в случае повышения цены с прибылью останется покупатель. Впрочем, говорит Наталия Куркина, нельзя исключать того, что цена на нефть не изменится, тогда, соответственно, и дериватив не изменит цену. В этом случае ни одна из сторон не останется в проигрыше, поскольку суммы будут аналогичными тем, что были до заключения сделки. Конечно, фьючерс на Urals России необходим по ряду причин, отмечает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Исторически сложилось, объясняет он, что в мире популярна Brent и разница в цене на нее и Urals особенно сейчас критически заметна для нашей страны. Россия стремится поднять популярность своего сорта, но понимает, что в сложившихся политических условиях она в зоне риска вдвойне, тем более что совсем скоро на этот рынок выйдет освободившийся из-под санкций Иран, а саудиты тем временем продолжают сбивать цены, лишь бы сохранить за собой большую долю рынка. Появление такого инструмента чисто теоретически снизило бы дисконт в цене, а также расширило бы географию реализации Urals. Другое дело, что такая идея витает в воздухе уже давно и предыдущие попытки вывода Urals не увенчивались успехом. Сама же физическая реализация распроданных в теории объемов также пока туманна. И все же, по мнению Алексея Антонова, появление такого фьючерса можно пока отнести в раздел фантастики. Все-таки пока политика и экономика в мире неразрывно связаны, и на данный момент роль России рассматривается со стороны ведущих держав очень неоднозначно. Разумеется, есть определенные рычаги, с помощью которых запад может влиять на нашу экономику, и пока она в первую очередь зависима от нефти, говорить о «пропуске» на международные рынки фьючерса на Urals не приходится. Шансы на создание подобного фьючерсного рынка крайне малы, соглашается руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Неслучайно ведь подобная инициатива за последние 15 лет так и не достигла свой логической реализации. По его словам, у данного проекта есть как минимум два серьезных сдерживающих обстоятельства, это неспособность обеспечить среду достаточной ликвидностью и совершенно непродуманная механика физических поставок. Тем не менее, считает эксперт, если торги нефтяными контрактами марки Urals все же будут поставлены на фьючерсные рельсы, это может иметь далеко идущие последствия (положительного толка) для российских нефтяников и национального бюджета. Во-первых, наконец-таки удастся убрать непонятный спрэд между Urals и Brent. Во-вторых, у российских маркетмейкеров появятся возможности участвовать в специфике ценообразования на актив и тем самым адаптировать нефтяную стоимостную конъюнктуру под конкретную экономическую ситуацию. И в-третьих, новый контракт при достаточном спросе «затащит» на российский рынок новых инвесторов, за которыми придут и институциональные капиталы.