"Трансаэро" переписала свою отчетность

Из отчетности авиакомпании "Трансаэро" следует, что чистый убыток организации за 2013 год составил 13,34 миллиарда рублей. Однако ранее компания убеждала, что за этот промежуток времени получила прибыль в размере 788 миллионов рублей. Другие показатели также были изменены "задним числом". Так, выданные авансы за 2013 год достигали величины в 18,8 миллиарда рублей, а после переоценки от них осталось лишь 965,7 миллиона рублей, передает "Росбалт". Расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание возросли с 16,1 миллиарда рублей до 25,6 миллиарда. Расходы на техническое обслуживание практически удвоились: в предыдущей версии статистики они составляли 5,9 миллиарда рублей, однако в новой версии стали 10,1 миллиарда. Подобный действия являются тревожным показателем и способны вызвать потерю доверия инвесторов. "Если бы акции "Трансаэро" были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов", – рассказал аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. На этом компания не остановилась и всерьез взялась за пересмотр стоимости нематериальных активов. Так, стоимость бренда "Трансаэро" за 2014 год увеличилась почти в 30 раз и составила 61,2 миллиарда рублей. Это на 20% больше, чем у крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот". Подобная оценка находится на уровне цены брендов ведущих мировых авиакомпаний, таких как британская Easy Jet и австралийская Qantas. Подобную оценку сочли завышенной даже собственный аудиторы из компании "РСМ Русь". Они, в частности, заметили, что достаточных доказательств соответствия названной стоимости бренда "принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов по данным активного рынка" не существует. Другие аналитики и вовсе считают, что эти действия можно назвать некоей пиар-акцией, стоимость которой совпадает с величиной гонорара привлеченного для оценки стоимости бренда эксперта. "Сама компания может переоценивать все что угодно, но это ничего не значит. Это значит, что в графе "Нематериальные активы" появится другая цифра, которую кроме них может никто и не признавать", – рассказал член совета российской гильдии маркетологов Николай Григорьев. "Они могли заказать это у некоторых людей, предложили заплатить гонорар – условно, миллион долларов, чтобы эксперт мог придумать методику, по которой он мог оценить бренд в, условно говоря, миллиард долларов. Эксперту хочется этот миллион долларов, это хорошая сумма, он и оценивает", – добавил он. Опасения экспертов подтверждаются и статистическими показателями, имеющимися в открытом доступе. В частности, чистый убыток "Трансаэро" в 2014 году вырос на 8,4% и составил 14,46 миллиарда рублей. При этом падение объема перевозок за первые четыре месяцы 2015 года составило 4,2% – до чуть более чем трех миллионов пассажиров. Объем грузов и грузооборот пережил еще более драматичное падение – более 27% за тот же промежуток времени. Подобные показатели не могли не сказаться и на отношения партнеров к компании. Так, один из крупнейших кредиторов "Трансаэро" – Сбербанк – предоставил отсрочку на месяц по выплате кредитов и, вместе с этим, жестко раскритиковал бизнес-модель авиакомпании. Аналитик компании "Цэрих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников назвал авиаперевозчик крупным проблемным заемщиком. Первый заместитель председателя Сбербанка Максим Полетаев также порекомендовал топ-менеджменту перевозчика быть более реалистичными при оценке собственных перспектив. "Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира – Ryanair, у нее рентабельность EBITDA 22%", – отметил он. Аналитики считают, что топ-менеджмент "Трансаэро" пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Однако манипуляции с отчетностью вряд ли введут в заблуждение серьезных игроков. По всей вероятности, это делается для того, чтобы позволить компании дотянуть до выделения ей средств государственной поддержки.

Чистый убыток «Трансаэро» в 2014 году по МСФО вырос на 8,4%
© РИА Новости