Войти в почту

Российская сборка завоевывает спрос

26 сентября аналитическое агентство «Автостат» опубликовало интересную информацию. Оказывается, в сентябре доля автомобилей отечественной сборки на российском рынке достигла 82,2 процента. И это вовсе не означает, что за последние годы все мы активно пересаживались на автомобили из Тольятти, хотя, чего греха таить, этот завод сделал как раз невозможное и его новые модели бьют один рекорд популярности за другим. Но речь в данном случае идет о сборке мировых автобрендов на российской земле. Сегодня труднее назвать марку или концерн, которые еще не собирают в России. А ведь каких-то 15 лет назад… Первые «машинокомплекты» для отверточной сборки начали приходить в нашу страну в середине 1990-х: сначала это были корейские модели, которые очень даже живы и сегодня, хотя завод выпускает их теперь под собственными именем, немного изменив внешний вид и начинку. Потом в нашу страну пришел «Форд»: на спешно построенном под Санкт-Петербургом заводе начали собирать «Фокусы», бившие тогда все рекорды популярности. Нельзя забыть и бывший «Москвич», приютивший на своей новой территории французский «Рено». Однако в 2003 году всеми заводами по всей стране было выпущено чуть больше 57 тысяч авто — менее шести процентов от общих показателей. Ну а потом был технопарк «Грабцево» в 170 километрах от Москвы. Я помню зимний день в 2008 году, когда мы, журналисты, стояли и ждали, когда же начнется сборка и из ворот цеха к нам выкатится первый «русский» «Фольксваген». Это событие стало началом массовой промышленной сборки иномарок в России. С 2005 по 2010 год было открыто 18 сборочных предприятий с разным уровнем локализации производства. Кстати, локализация — обязательное условие прихода любого концерна в Россию. Оно означает, что часть деталей будут российского производства — для начала аккумуляторы, покрышки, автостекло, коврики в салон, брызговики. В 2011 году вступили в силу новые условия. Первое — это выпуск на российских заводах не менее 300–350 тысяч авто каждым из присутствующих в нашей стране концернов. Второе — это не менее чем 60-процентная локализация, то есть в среднем две трети узлов и механизмов должны производиться российскими предприятиями. Взамен — практически нулевые пошлины на ввоз всех прочих комплектующих. Кстати, в том же 2011 году суммарный выпуск авто по промышленной сборке превысил миллион единиц — более половины! Всего через год доля «русских иномарок» составила уже более 60 процентов, и вот — всего за пять лет — плюс еще 20 с лишним процентов. Сегодня в России не производятся разве что автомобили класса люкс — на них нет такого спроса, как на модели массовые. А мы в условиях кризиса и рублевых скачков получили все-таки прогнозируемый авторынок, который в 2014 году просел было, но вскоре снова начал набирать обороты. И сегодня вопрос уже стоит: а кто следующий? И где он построит свой завод и сколько россиян получат там работу? А ведь начиналось все с цифр, которые 20 лет назад

Российская сборка завоевывает спрос
© Вечерняя Москва