Войти в почту

Президенты России и США летят в будущее на крыльях прошлого

Решение правительства США выбрать «Боинг-747» в качестве нового самолета президента и использование Ил-96 для полетов президента России говорит о том, что первые лица государства предпочитают машины, в которых на первое место ставится не экономичность, а безопасность и имидж. Но какие еще существуют требования к «борту номер один»? То, что «Боинг-747» станет следующим «летающим Белым дом» (так иногда называют самолет президента США), кажется естественным и странным одновременно. С одной стороны, лайнеры этого типа вот уже четверть века служат главам американского государства. С другой, даже глубоко модифицированный «Боинг-747-8», который был выбран на роль следующего самолета президента США, является машиной, разработанной еще во второй половине 1960-х годов. Когда-то сверхпопулярная у мировых авиакомпаний модель, получившая неофициальное прозвище «джамбо джет», а официальное - «Королева небес», теперь уже почти не пользуется спросом. «Боинг-747-8» поднялся в воздух в 2011 году, когда количество проданных «747»-х всех модификаций достигло 1418 штук. Это была почти отчаянная попытка конструкторов «Боинга» обеспечить будущее «джамбо джету». Восьмерка в названии последней модификации указывала на родство «Королевы небес» с наиболее технологически продвинутым «Боингом-787» «Дримлайнер». Но к настоящему времени авиакомпании заказали всего 121 самолет типа «747-8». Для сравнения: количество заказанных двухдвигательных «Дримлайнеров» достигло 1142 штук. Главный фактор, лишивший «Королеву небес» будущего - это количество двигателей. У нее их четыре, с чем связана ее недостаточная экономичность. Раньше полет через океан только с двумя двигателями приравнивался чуть ли не к игре в «гусарскую рулетку»: если один двигатель отказал бы где-то посередине Атлантики, то на одном оставшемся нужно было бы «тянуть» еще 4-5 часов до ближайшего аэродрома. А если б и этот отказал? Подобные страхи не оставляли места для рассмотрения двухдвигательных машин. Существовало жесткое правило: на всем протяжении маршрута самолет не должен отдаляться от любого потенциального аэродрома посадки более чем на один час полета. Однако научно-технический прогресс привел к появлению на свет двухдвигательных широкофюзеляжных лайнеров. Двухдвигательные машины потребляют заметно меньше топлива, дешевле в эксплуатации, да и продажная цена у них ниже. Что же касается надежности, то А-330, например, по правилам ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards) может удаляться от ближайшего аэродрома посадки на расстояние до четырех часов полета на одном двигателе. У «Боинга-777» и у «Боинга-787» этот показатель составляет уже пять с половиной часов, а у А-350 - 6 часов 10 минут. Но когда вопрос встает о безопасности первого лица государства, то никаких «разумных пределов» быть не может, а потому «четырехдвигательность» «747»-го стала тем козырем, который обеспечил ему продолжение жизни в качестве «летающего Белого дома». Таким же козырем стала и испытанность конструкции, надежность которой проверена 45-летней эксплуатацией лайнера. Кстати, для обеспечения максимального технического доверия к самолету президента, его никогда не возводят в этот ранг прямо с конвейера. Обычно берется борт, который уже несколько лет находится в эксплуатации в качестве обычного рейсового лайнера, чтобы самолет имел возможность проявить свои «детские болезни» (а инженеры и техники могли их устранить) еще до превращения в «борт номер один». Например, два нынешних президентских «747»-х сошли с конвейера в 1986 году, но заступили на государственную службу лишь в 1990-м. За почти полвека характерный горбатый профиль лайнера превратился в одну из «визитных карточек» Соединенных Штатов. «Королева небес» стала не только символом американской авиапромышленности, но и индикатором уровня технологического развития страны в целом. Каждая уважающая себя авиакомпания считала своим долгом ввести в свой флот «джамбо джет». А тот факт, что лидеры таких мировых держав как Китай и Япония выбрали в качестве своих официальных самолетов «Королеву небес», как бы подчеркивал их признание научно-технического приоритета США. Таким образом, новый выбор «Боинга-747» на роль «главного» лайнера Америки был вполне естественен и с политической точки зрения. Возможно, что через год-два производство «747»-х вообще будет прекращено по причине отсутствия спроса. Но тем, которые станут обслуживать президента, гарантирована долгая жизнь. Достаточно вспомнить, что один и тот же модифицированный «Боинг-707» выполнял функцию сначала основного, потом резервного самолета президента c 1962 по 1998 годы. На нем летали главы государства, начиная с Джона Кеннеди и заканчивая Биллом Клинтоном.

Президенты России и США летят в будущее на крыльях прошлого
© Деловая газета "Взгляд"

Генеалогия российского «борта номер один»

В России в этой же роли борта номер один выступает всем известный Ил-96. Он вырос из не менее известного Ил-86, который был создан в середине 1970-х годов специально для того, чтобы возить советских трудящихся на южные курорты. «86»-й был хорошей машиной, надежной и простой в эксплуатации, но сама философия жизни СССР как «государства рабочих и крестьян» определила весьма минималистский комфорт лайнера. У салона была только одноклассная конфигурация, каких-либо развлечений на борту типа кино и радио не имелось, внутри во время полета был большой уровень шума, а у пассажиров средних рядов отсутствовали даже надголовные полки для багажа. За свой спартанский уют самолет получил в «Аэрофлоте» прозвище «скотовоз». Были у Ил-86 еще три проблемы, связанные с двигателями: их упомянутая шумность, малый ресурс и высокий расход топлива, что, в сочетании с особенностями аэродинамики самолета, делали его недостаточно экономичной машиной, способной летать только на линиях средней протяженности. Таким образом, стать полноценной заменой дальнемагистральному Ил-62, созданному в начале 1960-х годов, он не мог. Так и появился на свет более экономичный и комфортный дальнемагистральный Ил-96, совершивший свой первый полет с пассажирами в 1993 году. Как и Ил-86, он получился хорошей машиной, но беда заключалась в том, что он родился в эпоху, когда на внутренних авиалиниях вступившей в капитализм России стали летать «иномарки», с которыми он не смог конкурировать. Законы рыночной экономики оказались сильнее патриотизма: российские авиакомпании стали избавляться от Ил-96. Его история как регулярного пассажирского перевозчика в небе России закончилась в 2014 году, когда самолет этого типа под флагом «Аэрофлота» совершил свой последний рейс. С 1988 года и по настоящее время со стапелей сошли всего лишь 28 машин. Но сборочная линия Ил-96 не демонтирована и может быть использована для штучного изготовления этих лайнеров под заказ.

Президенты как головная боль летчиков

Порой главы государств и другие высокие чиновники, забывают о том, что законы летной службы, основанные на многолетнем, порой оплаченным очень высокой ценой опыте, не могут быть отменены волевым решением человека, не имеющим к авиации никакого отношения и не понимающим ее специфики. Показательный в этом смысле случай описал в своих мемуарах Владимир Потемкин, бывший шеф-пилот Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Накануне дня рождения президента, в конце января 1992 года он вез Ельцина с большой делегацией за океан на встречу с «семеркой». По пути должны были сесть в Лондоне. Взлетали в Москве - было солнечно, подошли к Хитроу - туман молочной плотности залил аэродром до самой земли. Видимость - почти никакой. А экипажу только для взлета необходима горизонтальная видимость 200 метров, для посадки же – 800 метров. Диспетчер Хитроу сказал: «Аэрофлот, видимость ниже минимальной, предлагаю уходить на север к Шеннону!» Потемкин доложил Ельцину ситуацию, предложил уходить на запасной. Тот в этот момент ужинал, стукнул вилкой по тарелке, затем вытер рот салфеткой и зло швырнул ее в угол салона: «Я 25 лет летаю и ни разу, ни разу на запасной аэродром не ходил! Мне с Мейджером перед Америкой во как надо переговорить! Понимаешь?! Садиться надо, хоть кровь из носу!» . Потемкин пошел на нарушение инструкции и, используя весь свой опыт заслуженного пилота СССР, все же смог произвести благополучную посадку. Но это было связано с большим риском, и в случае, если бы произошла авария, то виноват был бы он, а не Ельцин, ибо юридическую ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и экипажа несет командир корабля. Попал в почти скандальную историю и американский «борт номер один». В апреле 2009 года глава оборонного отдела Белого дома Луис Кальдера разрешил облет на малой высоте президентским самолетом статуи Свободы. Рядом с «Боингом» летел F-16 в качестве истребителя сопровождения. Это были фотосессия и учебно-тренировочный полет одновременно. Но жители Нью-Йорка не были предупреждены об этом мероприятии, и многие из них, когда увидели медленно кружащий над Нью-Йорком самолет президента (да еще близко над землей и в сопровождении истребителя), испытали приступ паники. Они решили, что террористы вновь захватили самолет, только теперь еще с главой государства на борту, и готовятся к повторению терактов 11 сентября. Многие выбегали из домов, а в некоторых офисных зданиях была объявлена эвакуация. Ситуация быстро разрешилась, но Кальдера, согласно New York Times, ушел со своего поста, объяснив в своем письме Обаме, что не может более исполнять свои обязанности в свете той чрезвычайно негативной реакции, которую вызвал инцидент.

Схожие задачи - схожие «организмы»

Самолеты президентов России и США весьма похожи друг на друга с точки зрения философии их создания. Оба являются летающими пунктами управления. И тот и другой исключительно надежны, имеют по четыре двигателя, оборудованы по последнему слову техники, отличаются максимальным комфортом. Про американский «борт номер один» известно, что он имеет специальную защиту от электромагнитного излучения в результате ядерного взрыва, инфракрасную защиту от ракет, систему дозаправки в воздухе, позволяющую ему находиться в полете практически неограниченное время, операционную, 85 стационарных бортовых телефонов, 19 телевизоров, собственный носовой и хвостовой трап, автономную систему погрузки багажа (последние две особенности делают его полностью независимым от аэропортовых служб). Общая протяженность его проводки составляет 380 километров, что в два раза длиннее, чему у обычного «747»-го. Собственная кухня позволяет накормить деликатесами 100 человек на борту. Ил-96 главы РФ оснащен по тому же принципу - «все, что у есть у президента на земле, должно быть у него и в воздухе». Согласно интернет-ресурсу Newsland.com, у этого Ила есть системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного оружия, оптико-электронные станции постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК. Имеются компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. На борту устроены комнаты для совещаний, конференц-залы и салон «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту, а также мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и медицинский блок для реанимации и оказания экстренной помощи. Как и его американский «коллега», российский «борт номер один» имеет встроенный нижний трап. Не известно, может ли президентский Ил-96 дозаправляться в воздухе, но модернизированные двигатели ПС-90А и больший запаса топлива позволяют ему находиться в полете дольше обычных «96»-х. Стоит российский «борт номер один» почти в четыре раза дороже, чем его серийные собратья. И про американский, и про российский лайнеры ходят неподтвержденные слухи, что они оснащены спасательными капсулами для экстренной эвакуации из самолета в воздухе. Собственно, многие из технических особенностей этих машин предстают перед публикой в виде предположений и спекуляций, ибо секретность того, что окружает президента в воздухе, является одной из гарантий его безопасности. Достаточно вспомнить, какой скандал разразился в 2006 году в США, когда в интернет попала информация о противоракетной защите «летающего Белого дома», а также о его детальном внутреннем плане, местах расположения на борту сотрудников секретной службы и медицинского центра, включая точку, где находится бачок с кислородом. Командование ВВС США специально отметило, что утечка этих сведений представляет угрозу для безопасности полетов президентского лайнера. Что же касается отличий Ил-96 главы российского государства более эксклюзивный лайнер, чем «Боинг-747» главы Соединенных Штатов. Общий тираж «747»-го превысил 1500 экземпляров. Это массовая машина, которая до сих пор символизирует технологическую и промышленную мощь США. В свою очередь, Ил-96 он был спроектирован еще во времена СССР, выпущен в пятидесятикратно меньшем количестве, чем «Боинг-747», и скорее напоминает об ушедшей мощи советского, но так и не пришедшей ему на смену мощи российского гражданского самолетостроения. И если в правительстве США могли выбирать между «Боингом-747», «777» и –«787», как потенциальными кандидатами на роль «летающего Белого дома», то в России выбор мог быть только в пользу Ил-96. Других самолетов (за исключением бесконечно устаревших и изношенных Ил-62), способных доставить главу Кремля без посадки из Москвы в Вашингтон или Пекин, просто нет. Возникает вопрос: а почему президенту России не заменить Ил-96, предположим, на «Боинг-747-8»? Ведь ездит же он на «Мерседесе» как на своем официальном автомобиле. Но это было бы неправильно именно с политической точки зрения. Кадры, на которых глава российского государства спускается с трапа своего самолета, намного чаще показывают по телевидению, чем те, где он выходит из бронированного лимузина, несущего на капоте эмблему в виде трехспицевого колеса. Тем более, в российском авиапроме наметилась некоторая тенденция к возрождению. Появился «Суперджет», пусть и «слепленный» их иностранных компонентов. Возможно, в ближайшие пару лет на трассы выйдет среднемагистральный МС-21. Как знать, не является ли это прологом к тому, что когда-нибудь с территории России поднимется в свой первой полет лайнер, способный стать достойным преемником Ил-96.