Войти в почту

Европарламент принял в четверг на пленарной сессии в Страсбурге резолюцию, в которой связал снятие с России санкций ЕС с восстановлением контроля Украины над Крымом, — сообщил в четверг, 4 февраля «Интерфакс». Депутаты напомнили, что ЕС считает присоединение Крыма к России незаконным, осуждает его, и страны ЕС продолжат политику непризнания «аннексии Крыма». «Восстановление контроля Украины над полуостровом является одним из условий, необходимых для возобновления отношений сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе приостановления соответствующих санкций», — подчеркивается в резолюции. Кроме того, Европарламент осудил якобы наблюдаемые в Крыму нарушения прав человека, в первую очередь крымских татар, а также «жесткие ограничения свободы выражения мнений, ассоциаций и мирных собраний» на территории Крыма. Россия, по их словам, «несет ответственность за безопасность всего населения, соблюдение прав человека, культурных и религиозных прав коренных татар и других меньшинств Крыма, за поддержание правопорядка в Крыму». В связи с этим парламентарии призвали российские власти в Крыму эффективно и беспристрастно расследовать все случаи нарушения прав человека, в том числе исчезновения людей и применения пыток, а также предоставлять беспрепятственный доступ в Крым представителям международных организаций и независимым экспертам ОБСЕ, ООН, Совета Европы, а также любых правозащитных НКО и новостных СМИ. Евродепутаты приветствовали визит в Крым спецпредставителя генсека Совета Европы, ожидают его оценки ситуации и выводы. Они подтвердили поддержку запрета импорта из Крыма в ЕС товаров без украинского сертификата происхождения, а также ограничений экспорта в Крым отдельных видов товаров и технологий, инвестиций, торговли и услуг, призвали Совет ЕС продолжать санкции «до полной реинтеграции Крыма в правовую систему Украины». Кроме того, Европарламент осудил «милитаризацию Крымского полуострова», а также «угрозы России разместить в Крыму ядерное оружие» и адресовал России просьбу «приступить к переговорам с Украиной и другими сторонами о прекращении оккупации Крыма». Стоит отметить, что резолюция Европарламента носит рекомендательный, а не обязывающий характер. Европарламент вообще не обладает полномочиями решать вопросы внешней политики. Вопрос о санкциях может решить Совет ЕС, причем для их снятия или продления необходимо решение всех 28 стран ЕС. Напомним, окончательное решение о продлении еще на полгода санкций против России было принято Советом ЕС в декабре путем письменной процедуры. Действие так называемых «ограничительных мер» истекало 31 января 2016 года, однако, согласно заявлению Совета ЕС, они было пролонгированы в связи с неисполнением условий минских договоренностей об урегулировании конфликта на Украине до 31 декабря 2015 года. В следующий раз ЕС соберется для того, чтобы решить санкционный вопрос, в конце июля этого года. — Конечно, Европарламент ничего не решает, по большому счету это сборище болтунов, — напоминает директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев. — Ясно, что вопрос Крыма закрыт. При этом вопрос санкций не выглядит однозначно. Европа прекрасно понимает, что Россия не пойдет на компромисс. И серьезно страдает от ответных мер Российской Федерации. Возможно, европейские лидеры и США пойдут на смягчение санкций в текущем году, в принципе возможна даже их отмена. Однако, отмена санкций это не только плюсы, но и минусы. Главный плюс это доступ к технологиям для сложных нефтегазовых месторождений. И возможность привлекать капитал на внешних рынках. Доступ к внешнему финансированию на фоне низких цен на нефть поддержит бюджет и рубль. Однако, в случае отмены санкций Россия будет вынуждена отменить свои ответные меры, европейские товары вернутся на российский рынок, что ударит по российским компаниям. Хотя конечно в результате девальвации российские компании получили хорошую фору. И вернуться европейцам будет сложно. Многие россияне за последний год узнали, например, что «Массандра» ничем не хуже «Кьянти». — Искусственное образование, так называемый Европарламент, созданный только для того, чтобы день и ночь жужжать всем о наличии ЕС каких-то абстрактных «европейских ценностей» (самостоятельной законодательной функции он фактически лишен Советом ЕС), выступил против виртуального нарушения прав человека со стороны российских властей, — комментирует новости из Страсбурга политолог Юрий Городненко. — Заметим, за почти два года «российской оккупации» Крыма сумел выявить «нарушения» лишь в отношении пяти человек (это в двухмиллионном регионе!). И особенно меня умиляет пункт о защите ЛГБТ-сообщества Крыма. Что же касается фактического отказа снять санкции, то тут ни дать, ни взять, чисто по Высоцкому: «бег на месте — общеукрепляющий». Россия еще будет благодарна ЕС за то, что та вначале ввела санкции, а теперь их продлевает. Правда, я не уверен, что бег на месте будет столь же благотворным для Европы. Да, и оказывается Россия «должна вступить в переговоры с Украиной», чтобы решить с Киевом вопрос энерго- и торговой блокады Крыма. Это в какой же такой «европейской ценности», позвольте, прописано, что подвергающееся террору лицо должно вступить в переговоры с террористом? Как говорится, «маразм крепчает». «СП»: — А почему сейчас всплывает эта тема? — Видимо, после демонстрации на одном из центральных французских телеканалов фильма о реальных событиях во время и после «Евромайдана», решили как-то сгладить возникшую у Порошенко и Яценюка «душевную рану». А то глядишь, плюнут на Украину и сбегут. Кто же тогда будет реализовывать директивы Вашингтона?

Покушение на Крым
© ТАСС

«СП»: — А насколько данная резолюция повлияет на решение ЕС снимать или не снимать санкции летом?

— Признаться, молю Бога, чтобы она повлияла на решение ЕС и санкции продлили. Думаю, так и будет. «СП»: — А почему? Что хорошего в санкциях? — Есть хороший анекдот, рассказанный Юрием Никулиным о том, как русский оказался в концлагере и когда ему предоставили перед расстрелом возможность выполнить последнее желание, он попросил эсэсовца врезать ему по лицу, а когда выполнили, пришел в ярость, и перебил всех охранников. Так вот, когда его спрашивали, почему он не сделал этого раньше, то мог ответить только одно: «Характер такой». Прошу прощения, но это не я сказал, а выдающийся русский актер.

«СП»: — Означает ли это, что санкции не снимут никогда, а значит, нет смысла продолжать минский процесс?

— Минский процесс направлен не на снятие санкций, а на прекращение гражданской войны внутри Украины, в которую реально могла быть втянута и Россия. Уверен, что в Кремле достаточно мудрости, что не связывать одно с другим. — Тема Крыма в среднесрочной перспективе будет продолжать всплывать в риторике европейских и американских официальных лиц и политиков, — уверен политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Это будет своего рода очередной реинкарнацией старого советского «…зато у вас негров линчуют». Пятнадцать-двадцать лет назад было «дайте Чечне независимость», совсем недавно — «верните Южную Осетию и Абхазию Грузии». Это будет всегда, к этому нужно просто привыкнуть. То есть, «…в любой непонятной ситуации говори о «деоккупации Крыма». В европейском и американском общественном мнении «крымский вопрос» полностью отсутствует, там совсем другие сейчас проблемы. И отсюда возникает вопрос: чьи интересы обслуживают евродепутаты, принимающие подобные резолюции?

«СП»: — Можно ли это понимать как сигнал, что санкции не снимут никогда? Означает ли это, что нет никакого смысла выполнять Минские соглашения?

— Некоторые санкции «привязаны» к разрешению конфликта в Донбассе и направлены на Россию в целом, другие связаны со статусом Крыма и, в частности, бьют по местному бизнесу и финансовому сектору. Возникающие в последнее время разговоры о возможном снятии или ослаблении антироссийских санкций касаются того, что связано с минским мирным процессом. «Крымские» же санкции вряд ли будут сняты, пока существует ЕС в его нынешнем формате младшего партнёра США. Россия заинтересована в спокойствии на своих границах. Если мир не наступает сам собой, к нему принуждают. В последние недели и месяцы резко непримиримая риторика что лидеров народных республик, что представителей Киева существенно смягчилась. Переход от военной конфронтации в сугубо дипломатическое поле — это то, что в интересах как России и народных республик, так и населения Украины. Другое дело, что США Украина интересна лишь как раздражитель России, поэтому есть опасение, что мирный процесс может затянуться.

«СП»: — Резолюция Европарламента носит рекомендательный, а не обязывающий характер. Прислушаются ли к ней в руководстве ЕС?

— Резолюция Европарламента носит рекомендательный характер. Евроскептики жалуются, что руководство ЕС неподотчётно вообще никому и может делать всё, что захочет. Исходя из этого, евробюрократия может и не прислушаться к парламентской резолюции. Перефразируя известное выражение Бориса Грызлова: Европарламент — это место лишь для дискуссий. Серьёзные решения принимаются на другом уровне. «СП»: — Недавняя встреча Порошенко и Меркель продемонстрировала, что немецкий канцлер не готова пойти на отмену санкций, даже под давлением собственного общества. Как долго может продлиться эта ситуация? Что должно произойти, чтобы европейские политики согласились с необходимостью отмены санкций? — Меркель использует с Украиной метод кнута и пряника. «Кнут» — это неоднократная критика государственными СМИ Германии политики постмайданной Украины, которая не следует изначально заявленному курсу на либерализацию и борьбу с коррупцией. «Пряник» — заверения, что, критикуя Украину, Германия продолжает санкции в отношении России. Тем самым Меркель пока не даёт Порошенко разувериться в европейской поддержке. Правда, теперь поддержка эта уже не такая безусловная, как во время государственного переворота двухлетней давности. Германия и Франция могут изменить своё отношение к антироссийским санкциям после выборов новых руководителей стран, Великобритания же не будет вести политику, противоречащую интересам США. США не заинтересованы ни в сильной России, ни, тем более, в создании континентального блока от Лиссабона до Владивостока, о котором мечтал ещё Шарль де Голль.

«СП»: — А на западе вообще понимают, что Крым значит для России? Кто-то всерьез верит, что можно его вот так взять и отдать?

— В целом в экспертном сообществе, как и среди образованных людей, мало-мальски знакомых с историей региона, вопроса о статусе Крыма не стоит. Они понимают, что «украинским» Крым мог быть только в рамках единого союзного государства, да и то — временно. Но есть, так сказать, другие эксперты, которые занимаются скорее обслуживанием политической конъюнктуры. Они могут рассказать и о законности украинских претензий на Крым, или, например, о том, что Украина — это часть Западного мира, где был даже Ренессанс и Реформация. Именно таким экспертам в основном и дают «зелёный свет» в западных медиа. — Честно говоря, я не понимаю некоторых российских политиков, которые питают иллюзии по поводу того, что Европа и Штаты «забудут» о Крыме и снимут все санкции, — сетует директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Наличие подобных иллюзий вредит не меньше, чем пораженческие настроения. Понятно, что Запад не снимет полностью санкций до решения «крымской проблемы». Так же понятно, что Россия никогда не будет признавать наличие этой «крымской проблемы». Поэтому единственно возможный путь для Москвы сейчас — это добиваться смягчения санкций, а не их отмены. При этом, само собой, работать над тем, чтобы когда-нибудь на Украине (или в том, что от нее останется) пришел к власти режим, который согласится на российский Крым.

«СП»: — Можно ли это понимать как сигнал, что санкции не снимут никогда? Означает ли это, что нет никакого смысла принуждать ДНР и ЛНР в интеграции с Украиной?

—Москва для начала должна смоделировать для себя самой возможность такой интеграции, трезво проанализировать все риски для самой России, если ДНР и ЛНР снова окажутся в составе Украины. Пока что, судя по некоторым заявлениям российских чиновников, политиков и аналитиков, никто подобным моделированием всерьез не занимался

«СП»: — Парламентарии призвали российские власти в Крыму предоставлять беспрепятственный доступ в Крым представителям международных организаций и независимым экспертам ОБСЕ, ООН, Совета Европы, а также любых правозащитных НКО и новостных СМИ. Может ли Москва использовать эту «лазейку» для организации поездок европейских политиков в Крым с целью убедить их в легитимности народного выбора 16 марта 2014 года?

— Я считаю, Москва должна пользоваться всеми возможностями для того, чтобы демонстрировать открытость Крыма. Даже понимая, что всевозможные «наблюдатели» намерены ехать туда с иными целями. Нужно только следить за тем, чтобы эта «лазейка» не превратилась в проходной двор для всякого рода экстремистов, диверсантов и террористов.