Войти в почту

Украина едет на восток

15 января из Ильичевска (Одесская обл.) отправился демонстрационный рейс контейнерного поезда по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай (через Каспийское и Черное моря), сообщило министерство инфраструктуры Украины. Правда, несмотря на то, что маршрут анонсируется до Китая, на деле конечным пунктом станет казахстанская приграничная с Китаем станция Достык. Расчетное время в пути от Ильичевска до Достыка должно составить около девяти дней. Тестовый поезд будет нагружен товарами для экспорта в Казахстан, в основном это будут продукты питания и напитки. Путь включает в себя четыре смены модальности из-за двух паромных переправ - через Черное море (Ильичевск - Батуми) и Каспийское море (Алят-Актау). В распоряжении ильичевского порта с октября прошлого года имеются два парома с возможностью погрузки по 108 вагонов. Таким образом, Украина планирует нарастить транзит грузов через Транскаспийский маршрут с помощью одного из ответвлений от основного паромного маршрута из Батуми в Стамбул. С начала января вступили в силу новые правила транзита грузов с Украины через территорию России. Теперь все авто- и железнодорожные перевозки с Украины в Казахстан должны осуществляться только через пункты на российско-белорусской границе и только в опломбированных емкостях, оборудованных средствами идентификации на базе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Фактически введение нового режима привело к полному прекращению транзита украинских грузов через российскую территорию. Как сообщила 4 января замминистра экономического развития и торговли Украины Наталия Микольская, «режим не работает, товары возвращаются, транзита сейчас нет». Киев надеется хоть как-то компенсировать и без того упавший экспорт товаров из Украины в Казахстан с помощью выхода на новый маршрут доставки грузов. По данным МЭРТ Украины, за девять месяцев 2015 года экспорт товаров из Украины в Казахстан снизился на 35% в годовом исчислении, или до $544,1 млн. Основными статьями экспорта из Украины в Казахстан является продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности. Объем экспорта из Украины в Китай за январь-октябрь 2015 года вырос на 0,5%, до $2,126 млрд, говорится в материалах госстата Украины. Около половины приходится на сельскохозяйственную продукцию. В перспективе Украина планирует перевозить по Транскаспийскому маршруту через Азербайджан в Центральную Азию до 10 млн т грузов ежегодно. Такую цифру назвал исполняющий обязанности председателя правления АО «Украинская железная дорога» Александр Завгородний в разговоре с азербайджанским новостным агентством Trend. Транскаспийский маршрут носит название «Шелковый ветер» и был разработан еще в конце 2012 года в рамках другого транспортно-логистического проекта TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия), который направлен на укрепление международного экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии. Трансазиатско-кавказский маршрут может сократить время в пути в несколько раз по сравнению с морскими перевозками, которые являются пока лидерами в способах доставки грузов из Китая в Европу. Если по морю груз идет в Европу 40–45 дней, то по маршруту «Шелкового ветра» время сокращается в четыре раза. Но пока о полномасштабной работе Транскаспийского маршрута говорить преждевременно. В прошлом году по нему были пущены только три демонстрационных контейнерных поезда из Китая. Первый грузовой поезд, проследовавший весь маршрут из китайского Шихэцзы в азербайджанский порт Алят по транскаспийскому маршруту, был пущен в августе и состоял из 82 контейнеров с каустической содой. Второй поезд, отправленный с китайской экспортной станции Алашанькоу и состоящий из 44 контейнеров, прибыл в Тбилиси в начале октября. Третий контейнерный поезд, состоящий из 21 вагона, проследовал до Стамбула в декабре 2015 года. Главными недостатками этого маршрута является частая смена модальностей, которая способна привести к значительному удорожанию стоимости перевозки. Усложняет процесс доставки грузов и необходимость прохождения нескольких таможенных режимов на пути следования. Существенной является и проблема отсутствия единого подхода к тарификации грузоперевозок. Частично эту проблему должен решить протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки Транскаспийским международным транспортным маршрутом, который был подписан Азербайджаном, Казахстаном, Грузией и Украиной. Но главной проблемой Транскаспийского маршрута является его инфраструктурная неготовность к контейнерным перевозкам. «Соглашение, подписанное представителями железных дорог заинтересованных стран, не играет никакой роли, поскольку пока самой услуги перевозки по этому маршруту не существует. Нет сформированного пакета, нет ставки. Нет и такой компании, которая осуществляет такую перевозку. В Баку и Актау нет контейнерных терминалов, на Каспии нет контейнерных судов. Поэтому скидки по железнодорожному тарифу не играют никакой роли», - пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

Украина едет на восток
© Shutterstock
Газета.Ru: главные новости