Войти в почту

Турбинный детектив

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире. 22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и ВМФ России в целом — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море, в частности, обеспечивая проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан, где обеспечивал безопасность судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов. Долго держать корабль в главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу уже летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий на Донбассе украинское руководство решило разорвать военно-техническое сотрудничество с Россией. Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия продолжила получать украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» — они могут ставиться и на гражданские машины — то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом было невозможно. Проблема при этом заключалась не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила очень скоро оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь». Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястребе» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе и модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год, должны были отремонтировать на Украине. Тогда же, в 2013 году, в начале декабря, на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Разумеется, его турбины также предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект». Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало сильно сгладить ситуацию. До этого момента, на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ как в строительстве новых турбин, так и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей, в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71, никогда не ремонтировались российскими предприятиями. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкой тематики потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов. Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающх станций и морских ГТД — разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса, и т.д. В совокупности эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»). Серьезнейшим препятствием стало также отсутствие конструкторской документации, необходимого для ремонта инструмента и оснастки. В итоге организовывать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» на ремонт в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, включая авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре». «Кузнецов», разумеется, не является авиазаводом, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем по ремонту ГТД названных выше типов. Основанием для решения стали следующие факторы: - Дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ «Новик» занимается с 2008 года; - Наличие конструкторского бюро с кадрами (включая главного конструктора), многие из которых ранее работали в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода; - Гибкая структура частной компании, позволяющая «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства. Первоначально планы организации в России этих работ появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательное увеличение российской доли работ вплоть до полного переноса их в РФ. Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых. Другой проблемой было отсутствие производственной площадки, подходящей для подобных работ. Подходящая площадка нашлась в виде цеха ОАО «Металлист-Самара», также задействованного в производстве авиационных газовых турбин. Непосредственно организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того, чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация была создана конструкторским бюро с нуля собственными силами. Технологический процесс начали осваивать на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом: «И “Неустрашимый”, и “Чабаненко” могут подождать — их ремонт это длительный процесс, — объяснил представитель “Новика” — в то время, как «Ярослав Мудрый» исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель». Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым выполненным для ВМФ России. Новое производство по сути, созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям, выдав в итоге лицензию на ремонт газотурбинных двигателей. «Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели — и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, должен быть завершен в 2016. «Чабаненко» — в 2017 году. Дальше на очереди — большое количество кораблей разных классов несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей, ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана, остается доказать возможность его масштабирования.

Турбинный детектив
© РИА Новости
Lenta.ru: главные новости