Войти в почту

Продление санкций станет тестом на самостоятельность Европы

Европа хочет найти вариант отмены санкций против России - на Западе все чаще звучит недовольство продолжением экономической войны. Война в Сирии, перемирие на Украине и переговоры о Трансатлантическом торговом партнерстве создают условия при которых европейцы смогут пойти на восстановление экономического сотрудничества с Россией. Дмитрий Медведев заявил в четверг, что российское правительство будет исходить из сценария сохранения в 2016 году западных санкций и ограничений доступа к внешним рынкам капитала. Это правильный подход – конфронтация с США не прекратится ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Отказываться от политики сдерживания России Америка в принципе не собирается. Но в едином блоке Запада все-таки есть две составляющих – и, в отличии от США, с Европой ситуация более чем неоднозначная. Конфликт между Россией и США имеет несколько измерений – начиная с неустранимых противоречий по поводу модели мироустройства и принципов организации международных отношений до борьбы в конкретных регионах, например, Украине или на Ближнем Востоке. Европа занимает важнейшее, хотя и уникальное место в российско-американском соперничестве – являясь частю Запада и младшим партнером США по атлантическому проекту, континентальная Европа при этом имеет свои собственные, во многом отличные от англосаксонских, интересы и даже цели. Хотя Евросоюз выступает в большей степени именно как атлантическая, то есть проамериканская (понимая под Америкой центр глобализации по англосаксонски) структура, национальные элиты европейских стран все еще имеют большее влияние на политику как своих государств и на курс Европы в целом, чем наднациональные, глобалистские. В конфликте России с опирающимся на США наднациональными атлантическими элитами Европа выступает одновременно и как союзник Вашингтона и как предмет спора между англосаксами и русскими. Атлантисты использовали борьбу за Украину как повод для слома российско-европейского сотрудничества – причем ради двух, одинаково важных для них целей. Первая – сдерживание России через ее ослабление, на которое должна была работать изоляция, хотя бы частичная, Москвы от Европы. Санкции должны были заставить Путина как отказаться от Украины, так и пойти на уступки в целом – чтобы вернуть доступ к западным технологиям и финансовым ресурсам. То, что эта ставка могла не сработать, США, конечно, допускали – но у них была и вторая, очень важная для них цель. Нужно было усилить атлантическую связку, сделать следующий шаг к глобализации – подтолкнуть Европу к еще большей атлантической интеграции, к созданию «экономического НАТО». Именно в 2013 году начались переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) – объединения, создающего общий рынок с почти миллиардом потребителей (причем самых богатых в мире), с более чем половиной мирового ВВП и с триллионным товарооборотом внутри него. Для того чтобы европейцы стали более сговорчивыми – а далеко не все в Европе хотят давать еще больше власти наднациональным органам управления и глобальным корпорациям, в интересах которых создание TTIP – нужно было продемонстрировать, что у них просто нет выбора: с Востока надвигается враг, ужасная и коварная Россия, от которой нужно как можно меньше зависеть, в первую очередь в области энергоресурсов. Европейцы пошли на санкции против России крайне неохотно – основные страны Западной Европы не хотели терять выгодные контракты и торговлю, но атлантическая солидарность, то есть приводные ремни, с помощью которых англосаксы обеспечивают свой контроль над европейскими элитами вкупе с раскручиваемой русофобией, сделали свое дело. Россия ввела контрсанкции – и на всем этом фоне переговоры о заключении TTIP, казалось должны были пойти быстрее. Но комбинация застопорилась. В прошлом году говорили о том, что соглашение будет подписано в этом году, теперь речь идет уже о 2016 годе. Для вашингтонской администрации важно заключить его до выборов президента США – то есть остался год на все процедуры. Между тем на днях госсекретарь Франции по внешней торговле Матиас Фекль заявил, что Париж может вообще заблокировать переговоры между Евросоюзом и США – если Вашингтон не пойдет на взаимные уступки европейцам. Фекль возмущен поведением американцев и считает, что переговоры проходят под диктовку Вашингтона, который хочет выторговать себе выгодные условия: «Европа предложила много компромиссных решений во всех областях и не получила от США в ответ серьезных предложений. Ни по доступу к их публичным рынкам, ни по доступу к их сельскохозяйственным и продовольственным рынкам, которые остаются закрытыми». По мнению министра переговоры могут закончиться провалом, если США не изменят своего отношения и не перестанут думать только о своих интересах. Фекль угрожает покинуть переговоры – Париж, по его словам, рассматривает множество вариантов, включая и полный уход. Понятно, что в поведении Франции есть большой элемент торга с американцами – но при этом недовольство переговорами выражают и другие европейские власти, не говоря уже об оппозиционных силах, часть из которых имеет хорошие шансы прийти к власти в своих странах на выборах 2016-2017 годов. Срыв соглашения станет серьезным ударом по атлантической элите – и поэтому сейчас будут прилагаться все усилия для ускорения процесса. Вот тут и могут сыграть свой роль антироссийские санкции – только уже в качестве не кнута, а пряника. В начале следующего года нужно будет принимать решение об их очередном продлении – Вашингтону придется вновь давить на ЕС и национальные правительства. Но Европа не просто не хочет этого – она всеми силами ищет возможности ослабить санкционную войну, что стало особенно заметно накануне и после парижских переговоров «нормандской четверки». Еще до их начала немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль заявил, что конфликт вокруг Украины не должен привести к потере России как партнера в деле урегулирования сирийского кризиса и «нельзя вечно сохранять санкции и при этом просить о сотрудничестве». И хотя с вице-канцлером не согласились в ведомстве канцлера, после прошедшей в Париже встречи и фактического продления минских соглашений, стало заметно, что Берлин и Париж могут воспользоваться успокоением ситуации на Украине для постепенного отказа от санкций. Показательно, что на это обратили внимание финансовые аналитики, которые дают рекомендации инвесторам насчет вложений в те или иные рынки. «Если для снятия санкций требуется лишь соблюдение условий договоренностей Минск-2, и если учесть недовольство санкциями среди населения Европы, я бы не удивился, если бы усилилось давление против продления санкций в январе, – говорит президент американской компании по исследованию рынка Bretton Woods Research Владимир Синьорелли, которого цитирует «Форбс» в статье «Россия приближается к отмене санкций». – По оптимистическим расчетам, не исключено, что санкционный режим будет отменен к марту, и уж точно – к июню 2016 года. А поскольку рынки всегда ориентированы на будущее, и этот оптимистический сценарий все больше кажется вероятным, нужно готовиться к этому уже сейчас». Конечно, Париж и Берлин пока публично заявляют, что не собираются ничего отменять до выполнения минских соглашений. Но, учитывая те невыполнимые обязательства, которые взял на себя в Париже Порошенко, у Меркель и Олланда через пару месяцев появится возможность играть на том, что Россия соблюдает соглашения, а Киев нет – и настаивать перед Вашингтоном на отмене части санкций. Таким образом, к началу следующего года, когда будет приниматься решение о продлении санкций, сложится благоприятная для маневров европейцев ситуация. Сразу несколько факторов будут за то, чтобы Европа начала процедуру отказа от санкций. Во-первых, положение на Украине. Во-вторых, российская операция в Сирии – ведь на фоне кризиса с беженцами, она, как уже отмечала западная пресса, улучшает имидж России в Европе: «Путин хотя бы пытается лишить проблему, в отличие от Запада». В-третьих, недовольство европейцев санкциями против России будет только расти – бизнесу надоело нести убытки и считать упущенную прибыль, а общественность не понимает, почему и дальше нужно «изолировать соседа», который предлагает нормальные отношения. В-четвертых, переговоры о Трансатлантическом партнерстве будут вызывать все большее недовольство как общественности, так и элит – и властям нужно как-то демонстрировать, что они не являются марионетками Вашингтона. Ослабление санкций против России может быть использовано для отвлечения внимания от продвижения TTIP. Как сложится весь этот пазл, будет видно к концу 2015 года. Но понятно, что на всех официальных и неофициальных встречах Путина с европейскими политиками эта тема является едва ли не главной – причем не для российского президента, а для самих европейцев. Даже ожидаемый приезд в Москву бывшего – и весьма вероятно будущего – президента Франции Саркози будет посвящен не только актуальной сейчас для всех ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, но и двухсторонним экономическим отношениям. Говорить о восстановлении и развитии которых без снятия санкций бесполезно – и Европа это прекрасно понимает. Конечно, в конечном счете, снятие санкций зависит от силы воли европейских политиков и их умения отстаивать национальные интересы своих стран. Посмотрим, готовы ли они действовать для исправления экономических отношений с Россией уже в ближайшие месяцы.

Продление санкций станет тестом на самостоятельность Европы
© РИА Новости