Войти в почту

Три дыры российского бюджета

Единственное агентство из «большой тройки», которое все еще сохраняет рейтинг России на инвестиционном уровне, может пойти на его понижение до мусорного уровня. Вчера в агентстве Fitch заявили о нарастании бюджетных проблем в России, которые могут привести к снижению суверенного рейтинга РФ. Правительство РФ по-прежнему не справляется с экономическими проблемами страны, заявил вчера экс-министр финансов Алексей Кудрин. Закрыть увеличивающиеся бюджетные дыры правительство теоретически могло бы за счет внешних заимствований. Правда, низкий рейтинг и антироссийские санкции сделают эти займы очень дорогими. Суверенный кредитный рейтинг России все еще находится под давлением, сказал вчера в интервью Bloomberg глава департамента суверенных рейтингов международного рейтингового агентства Fitch Джеймс Маккормик. «Риск явно на стороне понижения. Рейтинг России также под давлением, так как там нет новых прямых иностранных капиталовложений», — заявил он. Напомним, кредитный рейтинг России, по версии Fitch, пока находится на уровне «ВВВ-», то есть на низшей ступени инвестиционной категории. Следующий пересмотр рейтинга РФ запланирован агентством на 16 октября. И тогда он вполне может быть пересмотрен в сторону понижения. Пока же Fitch остается единственной из трех международных рейтинговых агентств, оставившей рейтинг РФ на инвестиционном уровне. Бюджетные проблемы в России действительно нарастают. Недавно российские министры признали, что уже не могут планировать бюджетные расходы больше, чем на один год. Существующая волатильность на мировых сырьевых и финансовых рынках повышает риски ошибок при прогнозировании, сообщили в Минфине. «Сценарии развития экономики, основанные на цене нефти в 40 долл. за баррель и 60 долл. за баррель, резко отличаются по прогнозу динамики развития экономики и параметров бюджета. А значит, эти сценарии будут требовать разных мер экономической политики», — говорил глава Минфина Антон Силуанов. Чтобы минимизировать вероятность ошибок при подготовке бюджета, министр предложил взять паузу для более детальной оценки складывающейся ситуации и отступить от принятой процедуры бюджетного планирования. «Ограничиться подготовкой бюджета только на один, 2016 год», — говорил Силуанов (см. «НГ» от 02.09.15). Нестабильность экономической ситуации в России заставляет правительство спешно менять и собственные макроэкономические прогнозы. В конце августа Минэкономразвития (МЭР) обновило макроэкономический прогноз развития РФ в 2016–2018 годах, в котором ведомство ухудшило прогноз по падению ВВП на 2015 год с 2,8 до 3,3% при среднегодовой цене на нефть в 52 долл. за баррель. Разработали в МЭР и сценарий падения экономики при 40 долл. за баррель, однако глава МЭР Алексей Улюкаев развитие такого сценария называл маловероятным. Не видит возможности для роста экономики в будущем и экс-глава Минфина Алексей Кудрин. «Сейчас мы обречены на слабый рост — 0,5–1,5% ВВП после 2016 года, что означает стагнацию. К 2020 году доля нашей экономики в мировом ВВП станет самой маленькой за все годы новой России — примерно 2,6%», — признает бывший министр финансов. Правительству же, по мнению Кудрина, в текущих условиях не удается справиться с кризисными явлениями в экономике, а затягивание реформ лишь перенесет восстановление экономики на много лет вперед. Он также напомнил, что структура расходов федерального бюджета многие годы остается неизменной. «Три статьи федерального бюджета — оборона, безопасность и социальная политика — с 2011 по 2015 год выросли с 54% до 61,5%. На все остальные федеральные задачи сейчас остается 38,5%», — говорит он. И к этому нужно прибавить в ближайшее время еще 5% бюджета, который уйдет на обслуживание растущего в условиях дефицита долга, подчеркивает бывший чиновник. Между тем текущий уровень внешнего дола у России относительно низок. По итогам первого полугодия внешний долг РФ снизился почти на 43 млрд долл., или на 7,2%, составив 556,2 млрд долл, — это следует из данных Центробанка. «У нас нет ограничений, связанных с размерностью долга. У нас есть ограничения, связанные с ценой заимствований», — заявил Улюкаев. По его словам, единственной проблемой может быть только стоимость займов и готовность рынка принять российские бумаги. «Если рынок готов принять наши суверенные обязательства, можно выходить», — подчеркивал он. Месяцем ранее глава Минфина Антон Силуанов также указывал на отсутствие проблем, заявляя о возможности выхода России на внешние рынки заимствований уже в 2016 году. «В этом году вряд ли (выйдем на внешние рынки. — „НГ“), в следующем — поглядим», — говорил министр. Он подчеркнул, что действие санкций не исключает участия иностранных инвесторов в экономике России. И если сейчас российское правительство в принципе готово выходить на внешний рынок заимствований, то два года назад, когда ситуация в экономике была заметно лучше, от этой идеи предпочли отказаться. Напомним, в 2012 году Минфин разместил на внешнем рынке евробонды тремя траншами: 5-летние на 2 млрд долл. примерно под 3,3% годовых; 10-летние — на 2 млрд долл. почти под 4,6% годовых; 30-летние — на 3 млрд долл. почти под 5,8% годовых. А уже в 2013 году российское правительство отложило очередные планы по заимствованию на внешнем рынке, объяснив это необходимостью повысить свой кредитный рейтинг не ниже уровня «А». «Рейтинг уровня „А“ намного интереснее, чем просто присутствие на рынке», — говорил тогда замминистра финансов Сергей Сторчак. В тот момент, заметим, суверенный рейтинг РФ, например, от агентства Moody’s находился на уровне «Ваа1» со стабильным прогнозом (см. «НГ» от 09.04.13). Однако теперь, в силу уже объективных причин и несмотря на более низкие кредитные рейтинги, российскому правительству, видимо, придется обращаться к механизму внешних заимствований. Глава Минфина Антон Силуанов не видит серьезных ограничений для заимствования на внешнем рынке. Не все согласны с выводами министров о том, что текущий уровень госдолга не создает экономике страны сколько-нибудь заметных бюджетных рисков. «В текущих условиях наиболее острым вызовом для всей бюджетной системы РФ остается избыточная величина накопленного страной долга. В России госдолг невелик, однако анализ показывает наличие значительных долгосрочных бюджетных дисбалансов», — говорится в докладе экономистов, входящих в Общественный совет при Минфине. К тому же, продолжали они, если в развитых странах заимствования увеличиваются в периоды спада и снижаются на подъеме, то в странах с формирующимися рынками доступ к рынкам капитала в кризис обычно резко ухудшается — это происходит и в России. Согласно их выводам, чем ниже были в прошлые годы цены на нефть, тем меньшим оказывался чистый объем долгового финансирования. Более чувствительны к внешней конъюнктуре оказываются внешние заимствования, однако и возможности для внутренних займов также снижаются при падении цен на нефть. «В результате в нашей стране долговые инструменты не могут рассматриваться как средство адаптации к шокам. Напротив, они усиливают шоки потери доходов и служат дополнительным источником бюджетных рисков», — говорится в докладе экспертов. Перечисляют они и другие заметные вызовы для бюджетной системы РФ. Таковыми, по их мнению, остается пенсионная система, здравоохранение, замедление темпов роста экономики, несимметричность связи между доходами и государственными обязательствами по расходам. «Другие вызовы связаны также с неожиданным для правительства замедлением роста российской экономики», — продолжают они. К прочим рискам авторы доклада относят и снижение собираемости налогов в периоды экономического спада, неявные обязательства государства по поддержке банковской системы и реализацию крупных инвестиционных проектов с госучастием. «Риски связаны также с переоцененностью бюджетных прогнозов и неточными прогнозами цен на нефть, построенными по инерционному принципу», — добавляют в Общественном совете при Минфине. Выход России на рынок внешних заимствований в следующем году вряд ли возможен, считают эксперты «НГ». Когда Минфин говорит о готовности выходить на рынок заимствований в 2016 году, он как бы действует на упреждение, полагает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Однако уже сейчас понятно, что возможности для займов у нас останутся ограниченными и в следующем году. Необходимость и готовность выходить на внешние рынки не означает наличие такой возможности», — уточняет Николаев. Пока же правительство не задействует в полной мере даже возможности внутренних займов, предпочитая девальвационные механизмы, что явно демонстрирует нежелание наращивать внешние обязательства, указывает аналитик UFS IC Петр Дашкевич. «Однако не исключено, что какие-либо федеральные программы могут быть частично прокредитованы за счет совместных структур с „новыми партнерами“ вроде банка БРИКС», — полагает эксперт. В условиях высокой неопределенности размещение новых выпусков облигаций не выглядит хорошей идеей, считает главный аналитик аналитического отдела ИФК «Солид» Азрет Гулиев. «Доходность рублевых облигаций в последнее время колеблется в пределах 11,5–12%, а еврооблигаций — 4–6,5% годовых, соответственно размещаться в данный момент относительно дорого. А лишний объем вызовет еще большее давление на цену размещения», — поясняет он. В результате, полагает Гулиев, маловероятно какое-то серьезное наращивание внешнего долга. «Скорее всего мы увидим сокращение и оптимизацию расходов, а также расходование части резервов», — считает эксперт.

Три дыры российского бюджета
© Reuters