Войти в почту

«Балалайка»-истребитель и летающий «Калашников»: как создавались небесные ликвидаторы

Машины, созданные под руководством Артема Микояна, а также в сформированном им КБ, вошли в историю отечественного авиастроения. К примеру, истребитель Миг-3 (продолжение Миг-1) имел большой потолок применения до 12 тыс. метров и высокую скорость, что позволяло советским летчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. 5 августа исполнилось 110 лет со дня рождения советского авиаконструктора Артема Микояна.

«Балалайка»-истребитель и летающий «Калашников»
© ТК "Звезда"

Две войны — два самолета-легенды

Самолет нашел себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где он в основном и применялся, охраняя, в частности, небо Москвы. Именно на МиГ-3 22 июля 1941 года в самом первом воздушном бою над столицей сбил вражеский самолет летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Марк Галлай. На этом же самолете в начале войны одержал свою первую победу будущий прославленный ас Александр Покрышкин, сбивший Bf-109Е. Буква «Г» в знаменитой аббревиатуре — это соратник Артема Микояна Михаил Гуревич. Он участвовал в создании, как опытных самолетов, так и в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении, как наших ВВС, так и других армий. Одним из самых удачных послевоенных проектов оказалась машина с индексом Миг-15: наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший в авиапарках многих стран мира. Общее число выпущенных МиГ-15 достигает 15,5 тысяч единиц. Звездным часом в истории МиГ-15 стала война в Корее — первая в истории война реактивных двигателей. В противодействие с ВВС США тогда вступил советский 64-й истребительный авиакорпус, вооруженный МиГ-15. Американские F-80 уступали нашим самолетам в скорости из-за своего прямого крыла, и тогда в Корею были срочно отправлены недавно принятые на вооружение F-86 «Сейбр». С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи. Командир советской эскадрильи Сергей Крамаренко, одержавший в Корее 13 воздушных побед, так описывал тактику сторон. «МиГ имел превосходство в скороподъемности, в то время как „Сейбр“ обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости, особенно на малых высотах…