Войти в почту

5 военных технологий, украденных у России

На днях в СМИ со ссылкой на неназванный источник в Правительстве РФ прошла информация, что до июня 2019 года Россия завершит поставку Китаю двух полковых комплектов зенитно-ракетных систем С-400. Событие для российского ОПК отрадное, однако некоторые эксперты опасаются, что Китай покупает технику для её копирования. О том, что уже украдено — в обзоре ЖУРНАЛА ЖЖ. Исторически оборонная промышленность Китая ориентировалась на достижения советских оружейников. Вплоть до конца 1990-х годов практически все вооружение Народно-освободительной армии Китая являлось либо лицензионными копиями, либо нелицензионными клонами советского оружия. Начиная с автоматов, и, заканчивая ядерными боеприпасами. Сегодня в китайской армии появляется все больше образцов техники, сильно напоминающей западные аналоги, однако российская техника остается по-прежнему остается самой копируемой.

5 военных технологий, украденных у России
© Пресс-служба Президента России

Су-27 vs. J-11

Самым явным и циничным примером воровства российских военных технологий стал китайский истребитель J-11, который является копией российского самолета Су-27СК. С 1992 года Россия поставила Китаю 76 Су-27СК, в 1995 году продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов. Однако, позже Китай от российских компонентов отказался и стал собирать истребители из собственных комплектующих. Москва назвала такое «импортозамещение» неприкрытым пиратством, в ответ Китай выдал еще три модификации J-11. Самой свежей из них стал палубный истребитель J-15, который по оценкам западных экспертов даже превосходит российский прототип. Слабым местом китайской копии остаются двигатели, которые, в отличие от оригинальных российских, развивают меньшую тягу.

«Тор М1» vs. HQ-17

В облике китайского зенитно-ракетного комплекса HQ-17 даже диванный эксперт среднего уровня легко увидит родовые черты российского ЗРК «Тор-М1». С 1997 по 2001 год в Китай было поставлено 35 «Торов» — как видно, машины были с пристрастием разобраны и собраны уже под китайским брендом. Первые изображения китайской установки были обнародованы в 2014 году. Представители НПО «Алмаз-Антей» (производитель «Тор-М1») тогда категорически заявили, что китайский аналог по своим характеристикам уступает российскому прототипу.