Объявление в подарок: как бывший вице-президент Mail.ru решила упростить жизнь риэлторам

Профессиональная жизнь российского риэлтора невыносима – жесткая конкуренция за объекты и клиентов, повторяющиеся в базах данных десятки раз одинаковые объявления, а часто и о вовсе несуществующих объектах, бесконечные разъезды на «показах», затем звонки клиентам и никакой автоматизации рабочего процесса: обрывки бумажек, блокноты, звонки с неопознанных номеров, договоры и расписки, — перечисляет бывший вице-президент по маркетингу Mail.ru Group Ольга Бруковская. Это подтолкнуло ее к тому, чтобы придумать сервис Сhoister для «умного поиска жилой недвижимости». Сегодня Бруковская хочет сделать Сhoister самым удобным инструментом для профессиональных агентов, каким когда-то для кадровиков стал Headhunter, где она несколько лет возглавляла отдел маркетинга. «Представьте себе бухгалтера без 1С, рекрутера без HH.ru, аналитика без Excel. Еще недавно они тратили часы и раздували отделы для решения задач, на которые сейчас тратятся минуты. Мы делаем то же самое для риэлтора. В ближайших планах: управление ныне бумажным документооборотом и финансовыми операциями», — рассказывает она. Choister зарабатывает не за счет размещения объявлений на сайте, как это делают конкуренты, а за счет продажи дополнительных сервисов для агентов, продвижения уже опубликованных объявлений и рекламных услуг. Кроме того, созданная программистом и совладельцем Choister Евгением Ветровым поисковая технология умеет работать с неструктурированными данными и собирает все объявления рынка из открытых баз данных. Далее поисковик делает объявление о квартире максимально информативным, склеивая многочисленные дублирующие друг друга объявления, при этом обогащая информацию анализом данных из каждого «дубля» и вторичных источников информации. Команда удаленных модераторов при помощи специальных технических фильтров проверяет «подозрительные объявления» и удаляют подделки. За два года работы поисковика в списке достижений Choister почти 18 000 активных агентов на сайте, более миллиона посетителей в месяц и международное признание технологии Choister такими изданиями как TechCrunch, Marchable и Wired, а также 10 млн рублей выручки. На операционную прибыль компания планирует выйти уже в 2016 году. Владелец группы «Коперник» и агентства недвижимости МИАН Александр Сенаторов, миноритарий Choister, вспоминает, что поисковик три года назад показал ему знакомый, правда, без привязки к конкретному бизнесу. Программисту по первому образованию (бизнесмен окончил Московский институт радиоэлектроники и информатики) новая платформа поиска понравилась: «Она позволяет систематизировать информацию по произвольному запросу в любой сфере – медицинские услуги, автомобили, кредиты или недвижимость, что угодно». В «умный поиск» поверил не только Сенаторов. В июле 2012 года Choister получил грант $40 000 от Microsoft, который работал в партнерстве со Сколково, где Choister является резидентом. Бруковская вспоминает, что тот грант взяли не деньгами, а подпиской на облачные ресурсы Azure производства Microsoft. Примерно тогда же появились средства от бизнес-ангела, которым выступил cооснователь фонда Maxfield Capita, экс-CEО русского MySpace, бывший исполнительный директор кластера информационных технологий Сколково Александр Туркот. В 2012 году он инвестировал в Choister около $100 000. Всего за три года существования проекта в него было вложено более $3,5 млн. В основном, это деньги Сенаторова и Туркота, а также фонда Klever Internet Investments Ltd, соинвестором которого является один из основателей группы ПИК Юрий Жуков. Klever пришел в проект в 2013 году и, по словам партнера фонда Константина Кардышева, Choister привлек инвесторов именно возможностью быстрого роста за счет высокотехнологичного поискового «движка». Важно, чтобы этот «движок» мог решить главную проблему рынка — низкое качество контента у российских сервисов по поиску недвижимости, считает основатель швейцарского генератора для сайтов по недвижимости Bridge Елизавета Уварова. О неконтролируемости контента говорит и глава группы НДВ Александр Хрусталев. Он не пользуется ни крупнейшим российским сервисом Cian.ru, ни другими сайтами по недвижимости. «Мы запустили внутреннюю систему, которая позволяет не тратить время на поиск информации среди горы публикуемого в сети мусора», — рассказывает бизнесмен. Бруковская уверена, что за контент ей переживать больше не нужно – работа с ним уже налажена. Теперь она занимается оптимизацией работы агентов. Она предлагает им автоматизацию труда в определении рыночной цены объекта, формировании предложения по объектам клиенту, а также аналитические продукты и автоматизацию поиска и ведения заказов на подбор квартиры. Бруковская не скрывает, что Choister копирует элементы своей бизнес-модели и части сервисов с успешных зарубежных компаний – Trulia, Zillow и Rightmove. Например, американская Zillow помимо продвижения объявлений в строке поиска предоставляет риэлторам персонализированные аналитические материалы по рынку недвижимости и базе клиентов, возможность продвижения бренда агентства и расширенный пакет CRM-инструментов для удобной работы агентов – примерно таких, какие внедряет Бруковская. Средний платеж от агента за такие сервисы на конец 2014 года составлял $359 в месяц. Эти сервисы принесли компании Zillow 73% от выручки в $326 млн в 2014 году. За сервисы Choister уже хорошо платят застройщики новостроек. В этом сегменте плотно не работают ни Cian.ru, ни база Winner, занимающаяся «вторичкой», говорит Бруковская. По ее словам, Choister уже сейчас способен генерировать 70 целевых звонков отдельному клиенту, не считая письменных заявок и целевых действий. Цена звонка для клиента колеблется от 2200 до 5500 рублей. Это, признает Бруковская, дороже, чем номинальная стоимость у конкурентов. «Но зато мы фактически единственные, кто может обеспечить стабильное количество и качество. Какой смысл в низкой цене на шоколадку, если ее физически нет», — рассуждает она. Изначально выполнявший функцию агрегатора, сейчас Choister получает 75% объявлений на сайт напрямую от агентов и девелоперов. Кроме того, Choister стабильно входит в число сайтов-«миллионников» о недвижимости. По данным similarweb.ru, в октябре Choister посетили 1,5 млн человек. Это больше, чем у «дочернего» проекта Cian.ru – realty.dmir.ru, хотя до самого Cian.ru Choister еще далеко – к нему заходит до 7 млн человек в месяц.

Объявление в подарок: как бывший вице-президент Mail.ru решила упростить жизнь риэлторам
© Forbes Russia
Forbes Russia: главные новости