Войти в почту

"Зачем нам этот скипидар напополам с лимонадом?"

Олимпиада-80 стала одним из самых ярких примеров бескровного противостояния двух общественно-политических систем в эпоху "холодной войны". Негласная борьба между социалистическим и капиталистическим миром развернулась, в частности, и в гастрономической сфере. В 1974 году Международный олимпийский комитет принял решение о проведении XXII летних Олимпийских игр в Москве. Впервые такое спортивное мегасобытие должно было состояться в социалистическом государстве. И власти СССР с пафосом заявили, что Олимпиада-80 "откроет качественно новый этап в олимпийском движении", она продемонстрирует всему миру безусловное преимущество социалистической системы. Однако для этого, помимо прочего, необходимо было на высочайшем уровне обеспечить приём иностранных спортивных делегаций, официальных лиц, журналистов и туристов. Вопрос о качестве советского сервиса стал объектом пристального внимания Запада. Так, в аналитической записке от 21 марта 1979 года, подготовленной для ЦК КПСС, сообщалось: "За последние месяцы западная пропаганда в целом сместила акцент антиолимпийской кампании с требования бойкота Олимпиады-80 на проблемы "трудностей Советского Союза в сфере обслуживания". Распространяются измышления о том, что Советский Союз якобы не в состоянии обеспечить проведение Олимпийских игр на должном уровне из-за недостатка гостиниц, ресторанов, увеселительных заведений и продуктов питания". Для того чтобы гости Олимпиады-80 не остались голодными, были задействованы все ресурсы административно-командной системы управления и плановой экономики. Едва ли не впервые за всю историю советского государства власти уделили столь серьёзное внимание модернизации сферы общественного питания. В пяти олимпийских городах (Москва, Ленинград, Киев, Минск и Таллин) для обеспечения питания зарубежных гостей были специально подготовлены 173 ресторана и 517 кафе и столовых. Они могли одновременно вместить свыше 180 тысяч человек. Речь шла не только о постройке новых или ремонте уже существующих объектов, но и о полном обновлении их оборудования и инвентаря.

Продажа сувениров в торговом центре Олимпийской деревни
Продажа сувениров в торговом центре Олимпийской деревни© ТАСС