10 лет турбулентности
Десять лет назад пассажирский самолет Airbus A380 совершил первый полет. Лайнер был создан, чтобы потеснить американский Boeing 747 на рынке широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Но спустя десять лет портфель заказов в разы меньше планировавшегося. Будущее проекта зависит от решения Airbus о замене двигателей на самолете, считают эксперты.
Самый большой в мире пассажирский самолет — Airbus A380 празднует десятилетие со дня первого полета. 27 апреля 2005 года первый лайнер поднялся в воздух со взлетно-посадочной полосы международного аэропорта в Тулузе. Воздушное судно, способное вместить от 500 до 800 пассажиров на борту, было ответом европейского авиапрома американскому Boeing 747, долгое время остававшемуся самым большим широкофюзеляжным самолетом в мире. На A380 возлагали большие надежды: с 2005 по 2025 год, прогнозировала Airbus, спрос на широкофюзеляжный самолет такого типа составит около 1,5 тыс. воздушных судов. Но к 2015 году книга заказов и поставок насчитывает лишь 317 заказов, из которых к настоящему времени были поставлены заказчикам 158 судов. На разработку самолета, по разным оценкам, ушло от $15 млрд до $25 млрд. Необходимую сертификацию на самолеты семейства А380 от американских и европейских властей Аirbus получил в декабре 2006 года. Крупнейшими рынками сбыта A380 стали азиатско-тихоокеанский и ближневосточный. Аравийская Emirates — главный заказчик и эксплуататор A380. В апреле 2015 года авиакомпания получила 60-й борт этой модели, а в портфеле заказов от ее имени насчитывается около 80 судов. Следом идут сингапурская Singapore Airlines (19 лайнеров) и австралийская Qantas (12 самолетов). 2014 год оказался для A380 самым неудачным. В прошлом году европейская авиастроительная группа Airbus не заключила ни одного контракта на поставку двухпалубного самолета. Помимо отсутствия новых контрактов авиационный гигант был вынужден отменять и уже заключенные соглашения.