Войти в почту

Правительственный час в ГД откроют для губернаторов и общественников

Депутаты нижней палаты парламента Игорь Лебедев и Ярослав Нилов (оба — ЛДПР) готовят поправку в ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы ФС РФ», а также изменения в постановления Госдумы «О регламенте Госдумы ФС РФ». Изменения направлены на расширение возможных участников правительственного часа. В частности, кроме федеральных министров и иных должностных лиц, а также аудиторов парламентарии хотят иметь техническую возможность приглашать на правительственный час глав субъектов федерации и руководителей федеральных общественных организаций. Для нормативного допуска региональных руководителей и общественников к правительственному часу законодатели предлагают изменить ст. 15 ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» в части, где перечислены лица, которые могут быть приглашены на заседание палат парламента. Ко всем имеющимся категориям депутаты предлагают добавить функционеров федеральных общественных организаций. Что касается региональных чиновников, ст. 15 уже разрешает приглашать их на заседания парламента, однако регламент Госдумы не допускает их к правительственному часу, где присутствуют лишь члены правительства РФ, руководители ряда ведомств и аудиторы Счетной палаты. Исходя из этого, законодатели предлагают дополнить ст. 41 Регламента Госдумы новыми категориями лиц, которые могут быть приглашены на правительственный час, а именно представителями органов власти субъектов федерации и функционерами российских общественных организаций. — Недавно вернулся из своего путешествия агитационный поезд ЛДПР, и выводы таковы: то, что мы слышим от должностных лиц на правительственном часе, кардинально отличается от той информации, которую мы получили прямо из субъектов. Есть локальные проблемы, которые министрами, главами агентств на правительственном часе представляются в одном свете, а реально ситуация выглядит иначе, — рассказал Нилов. При этом депутат отметил, что в регионах достаточно вопросов, которые необходимо с участием первых региональных лиц обсуждать в федеральном парламенте, например пожары в Хакасии, история с бывшим сахалинским губернатором, скандал с проведением в Калининградской области праздника «Кубана», готовность регионов к проведению ЧМ по футболу, готовность Крыма к отпускному сезону и интеграционные процессы региона. Кроме этого, законодатели заинтересованы и в приглашении общественных деятелей. — Почему бы не заслушивать Общественную палату (ОП) РФ, не приглашать уполномоченных по правам ребенка и по правам предпринимателей? Борис Титов вообще ни разу не выступал в Думе. Конечно, у нас нет оснований не верить министрам, но когда мы слышим, что средняя зарплата по стране 30 тыс., а реально за время своих остановок наш поезд не встретил ни одного человека, который бы столько зарабатывал, возникают вопросы, — говорит Ярослав Нилов. По мнению либерал-демократов, новые правила правительственного часа помогут парламенту быть в курсе актуальных проблем того или иного региона, понимать текущую специфику развития субъекта федерации, а также из первых уст получать информацию о процессах, проходящих в крупнейших российских общественных организациях. Для самих региональных чиновников и общественных функционеров новые правила создадут дополнительный контроль за их деятельностью со стороны федеральных законодателей. Сам правительственный час, как указано в ст. 41 Регламента Госдумы, проводится «как правило, по средам», с 12.30 до 14.00 мск. Формат мероприятия представляет собой отчет федеральных чиновников перед депутатами Госдумы всех фракций. С учетом указанных сроков в регламенте и отпусков депутатов среднее число правительственных часов в году составляет порядка 40. При таком раскладе вызовы губернаторов в парламент будут иметь скорее выборочный характер по определенному поводу, а не являться системной работой с губернаторским корпусом. — Я не совсем понимаю цель такого нововведения. В палатах парламента есть представители всех регионов, и возможность ознакомиться с положением дел субъектов у парламентариев есть всегда. Тем не менее, если у членов парламента возникнет желание заслушать того или иного губернатора по какой-нибудь проблеме, носящей некий специфический характер для этого региона, или конкретной практике, лучшей или не лучшей, которая реализуется в регионе, то такая идея вполне может быть реализована и смысл инициативы ясен, — сказал глава Кировской области Никита Белых. В среде же политологов заметили, что подобное нововведение может быть в дальнейшем использовано как инструмент для борьбы с главами регионов и попыток дискредитировать их в предвыборное время. — Идея такой отчетности сама по себе хорошая, для улучшения управления субъектами это хороший инструмент, но другое дело, как это системно распланировать и как прописать в законодательстве, чтобы это не стало инструментом для политической борьбы и рычагом давления на действующих губернаторов в период выборов со стороны партий, — заметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Что же касается общественных организаций, то тут тоже нужно продумать, как это реализовать, поскольку некоторые из них по закону не обязаны отчитываться перед Госдумой. Одной всероссийской общественной организацией, которая регулярно критикуется в стенах Госдумы, является Российский футбольной союз (РФС). Фактически всегда по случаю резонансного поражения сборной страны или очередного провала на международном турнире в парламенте звучат призывы вызвать на ковер футбольное руководство. Глава же РФС Николай Толстых уже имеет опыт посещения Госдумы, где в октябре прошлого года он принимал участие в круглом столе, однако сами законодатели считают, что для подобных встреч и подробного изучения ситуации подойдет формат правительственного часа. — Ярким примером необходимости приглашения представителей общественных организаций является ситуация в сегодняшнем российском футболе. Когда возникают кризисы, в том числе и финансовый, проблемы с главным тренером сборной, в интересах нашей экономики и с целью удовлетворения многочисленных вопросов от избирателей было бы логично пригласить главу РФС и узнать его видение ситуации, — сказал депутат Игорь Лебедев. Также он отметил, что футбольные функционеры сегодня обладают определенным международным иммунитетом от вмешательства со стороны государства. Действующий регламент Думы не позволяет даже приглашать работников РФС на правительственный час, притом что государство активно участвует через разные программы и бюджеты в финансировании отечественного футбола. — Вмешиваться в деятельность футбола запрещает ФИФА (Международная федерация футбола, Fédération internationale de football association, FIFA), заслушать главу РФС мы также не можем, поскольку не имеем права его вызвать. При этом российский футбол живет неотрывно от государства. Большинство футбольных клубов финансируются из бюджетов областей, — резюмировал парламентарий. Первый вице-президент РФС Никита Симонян в ответ на это заметил, что подобные инициативы идут вразрез с международным правом союза, а на самих встречах представителей РФС с государственными или окологосударственными институтами зачастую выдвигаются экзотические предложения, не имеющие отношения к профессиональному спорту. — РФС, как и любая другая национальная федерация, не обязан отчитываться перед госструктурами, это написано в Уставе ФИФА. Кроме того, мы недавно были на заседании ОП РФ, где больше времени заняли выступления членов палаты, предлагающих странные инициативы — например, создать ночную лигу, — нежели профессионалов в нашем деле. Да и регламент был ограничен настолько, что, когда приступили к действительно важной теме — проблемам детского и юношеского футбола, проблемам тренеров в этом сегменте, — неожиданно обрезали время, — рассказал Симонян.

Правительственный час в ГД откроют для общественников
© ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов