Предсказуемая «Жизнь Адель»

Svoboda.org
Предсказуемая «Жизнь Адель»
Фото: 

«Золотая пальмовая ветвь» завершившегося в воскресенье Каннского кинофестиваля досталась картине «Жизнь Адель, глава первая и вторая» Абделятифа Кешиша, автора «Кус-куса и барабульки». Жюри 66-го Каннского фестиваля возглавлял Стивен Спилберг.

Результат был предсказуем: такого всеобщего консенсуса я не припомню в прошлом году и по поводу «Любви» Михаэля Ханеке, которая все-таки смогла рассказать часть публики.
А «Жизнь Адель» нравится всем — и французской критике, и международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), отдавшей Кешишу свою награду, и мейнстримным журналистам. Это очень традиционное, хорошо сделанное кино, где основной акцент сделан на повествовании, психологической достоверности и актерской правдоподобности. Мы наблюдаем несколько лет из жизни Адель, которая в школе осознает, что предпочитает молодым людям девушек и влюбляется в синеволосую красавицу в исполнении Леа Сейду. Следующие годы — история этой пары, которая проходит через все стадии, включая самые мучительные, которые сопровождают человеческие отношения. «Жизнь Адель» основана на эротических комиксах, и режиссер не стесняется достаточно откровенных сцен, о которых в первую очередь сообщают в каждом втором репортаже с фестиваля.

В этом году в Каннском конкурсе — за парой исключений — не было режиссеров, которые брали бы на себя риск снимать иначе, экспериментировать с формой, не думать только о повествовании простых историй. Потому закономерно, что Кешиш оказался лучшим на этом фоне — это фильм, снятый очень усердным режиссером, который отснял тысячу часов материала и делал иногда по сотне дублей. Показанный на фестивале трехчасовой вариант ещё не окончателен — фильм показывали без вступительных и заключительных титров, с явными повторами и тавтологиями; это, впрочем, не помешало ему выглядеть живым и смотреться, действительно, на одном дыхании. Словом, хорошее традиционное кино. Вопрос в другом: мы знаем, что во Франции умеют снимать качественное кино о повседневной человеческой жизни; но вот будет ли кто смотреть «Жизнь Адель» хотя бы пару лет спустя? У меня есть в этом огромные сомнения.

Впрочем, для меня весь конкурс разделился на новый фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники» — возможно, его лучшая картина со времен «Мертвеца» — и примерно все остальное. Сложно понять, в какой момент Каннский фестиваль из главного места для премьер произведений искусства превратился в очень официальное, протокольное место, но именно потому здесь каждый год игнорируют фильмы, подобные «Выживут только любовники» — странные, необычные, хрупкие, рискованные, выламывающиеся из любых определений. В прошлом году здесь также сделали вид, что не существует Holy Motors Леоса Каракс — фильм, к слову, по настроению и стилю напоминающий картину Джармуша.

Ещё один «незамеченный» фильм — грандиозная «Иммигрантка» Джеймса Грэя, первый попытка режиссера выйти за пределы своих «семейных» тем и снять не просто костюмную драму, а кино об основаниях той эмигрантской жизни в Америке, которую он запечатлел в своих предыдущих четырех лентах. Действие «Иммигрантки» происходит в 1921 году, знаменитый пункт приема иностранцев на острове Эллис враждебно встречает двух беженок из Польши — Еву (Марион Котийяр) и её родную сестру, больную туберкулезом. Дальше Грэй не столько рассказывает историю, сколько выстраивает сложнейшее повествование, в котором складываются отголоски «Дневника сельского священника» Робера Брессона, переосмысление кинематографом оперы, театрализованная эстетика и сильные эмоции. Мне сложно после одного просмотра сказать, является ли «Иммигрантка» лучшим фильмом Грэя, но, если говорить о режиссуре, то равных ему в программе просто не было. Тщательно выстроенные мизансцены, где всегда есть место второму плану и объему, эксперименты со способом рассказа истории (в эллипсисы уведены многие вещи, которые у другого режиссера оказались был на первом плане в таком сюжете), выдающаяся работа с актерами — даже Марион Котийяр вдруг оказалась потрясающей, не говоря уже о Хоакине Фениксе, давно ставшим полноценным соавтором Грэя.

Жюри, впрочем, актерские призы вовсе отдали Беренис Бежо («Прошлое», Асгар Фархади) и Брюсу Дёрну («Небраска», Александр Пэйн) — неплохим артистам, сыгравшим нормальные роли в неброских картинах.
«Гран-при» ушел «Внутри Льюина Дэвиса» — типичному фильму братьев Коэн, не лучше и не хуже обычного; видимо, чтобы уравновесить таким зрительским выбором остальные ленты, показавшиеся Спилбергу более радикальными. Награда лучшему режиссеру ушла мексиканцу Амату Эскаланте за «Эли» — снафф-эксплуатейшен, в котором нет ни одного собственного кадра или плана — все можно было увидеть в других фестивальных фильмах последних лет. Сюжет вовсе абсурден: коррумпированные полицейские, следящие за оборотом наркотиков, жестоко наказали семью главного героя Эли. Ему же вовсе сожгли гениталии, и он только после убийства насильника собственной несовершеннолетней сестры вдруг оказывается в финале способен на секс с женой. Впрочем, в Канне эта награда второй год профанируется — в прошлом году лучшим режиссером назначили наставника и продюсера Эскаланте Карлоса Рейгадаса.

Приз за сценарий получило «Касание греха» Цзя Чжанке — у этого фильма, действительно, сложный замысел, — режиссер пытается дать объемную картину несправедливости в современном Китае, перенося нас в четырех новеллах из одной провинции в другую. Сам Цзя, лауреат «Золотого льва» Венеции за Натюрморт, известен очень медленным стилем повествования, но здесь он совершенно изменил свой метод и снял практически боевик. Это достойное кино, пусть и слишком простое для такого хорошего режиссера, но только сам сценарий, полагаю, состоял из считанного количества страниц.
Как прокомментировал итоги фестиваля главный редактор журнала Cinema Scope Марк Перансон: «Ну что ж, хотя бы Соррентино остался без наград». Действительно, «Великая красота» Паоло Соррентино стала одной из самых монструозных лент конкурса, но хотя бы не получила призов.

Главный приз второго конкурса «Особый взгляд» получил камбоджийский документалист Рити Пан, снявший «Отсутствующий образ». Пан на протяжении многих лет возвращается к одному и тому же травматическому события — краткому периоду диктатуру Пол Пота, истребившего четверть населения Камбоджи. Среди жертв — родители режиссера, проведшего детства в одном из страшных трудовых лагерей. В своих предыдущих лентах он не рассказ рассказывал о зверствах Красных кхмеров, но в этот раз решил рассказать личную историю и начинает фильм со слов о том, что ему исполнилось 50 лет, и нужно вернуться в идиллию детства и ужасы, которые за ним последовали. Образ, картинка, того времени отсутствует: при Пол Поте не велась хроника, снятые до него фильмы были уничтожены, вещественных носителей воспоминаний почти не осталось, потому Пан создает из глины фигурки родных, которые сопровождают закадровое повествование. Увы, он решил усложнить фильм формальным отстранением, поэтому не стал читать текст сам, а позвал французского диктора; к тому же собственные воспоминания были обработаны сценаристом. Такая двойная дистанция уводит от персональной трагедии, а в том, что касается не личного, а исторического — «Отсутствующий образ» не рассказывает ничего нового, о чем нельзя было бы узнать из предыдущих лент этого же режиссера; Пол Пот, преступления, жестокость, лагеря, геноцид собственного народа, призрачный Пномпень.

За режиссуру в «Особом взгляде» получил приз Ален Гироди за прекрасную картину «Незнакомец у озера», о которой мы рассказывали в прошлый раз. Удивительно разве то, что самый мощный и сложный фильм вообще всего фестиваля — «Север, конец истории» Лава Диаса — был вовсе проигнорирован жюри, которое возглавлял датчанин Томас Винтерберг. Картина Лав Диаса переплетается и рифмуется с главным сквозным сюжетом всего фестиваля — несправедливостью общества и окружающего мира, которой герои разных фильмов пытаются что-то противопоставить. Есть какая-то парадоксальная логика в том, что самые необычные и талантливые режиссеры обоих конкурсов в финальном раскладе призов этой справедливости не увидели; может это им придаст сил бороться дальше.

Яндекс.Директ

Фотографии

Все фотографии2
Предсказуемая «Жизнь Адель»800×450Svoboda.org
Предсказуемая «Жизнь Адель»800×450Предсказуемая «Жизнь Адель»Svoboda.org
Выжили только любовники420×280Lenta.ru
Выжили только любовники420×280Выжили только любовникиLenta.ru
Вчера

Курс доллара обновил исторический максимум

ПРАЙМ и еще 6 источников

ДНР и ЛНР отказались претендовать на другие территории

Газета.Ru и еще 52 источника

Элтон Джон помог вывезти ребенка из Мариуполя

Газета.Ru

Иран пригрозил США ответными санкциями

RT на русском и еще 38 источников

Аксенов назвал обесточивание Крыма диверсией

Forbes.ru и еще 75 источников

Ополченцы сбили Су-25 и два Ми-8 под Мариуполем

vz.ru и еще 180 источников

Порошенко попросит США признать ДНР и ЛНР террористами

РИА Новости и еще 27 источников

НАТО создаст новые силы быстрого реагирования

ИТАР-ТАСС и еще 134 источника

За неделю

В США усомнились в пользе санкций из-за храбрости россиян

vz.ru и еще 24 источника

Российских десантников обвинили в терроризме

Ведомости и еще 209 источников

Финляндия будет перехватывать российские самолеты-нарушители

РБК и еще 127 источников

Порошенко объявил о вводе российских войск на Украину

ИТАР-ТАСС и еще 131 источник

За месяц

В ДНР ввели смертную казнь

Lenta.ru и еще 762 источника

ЕС не хочет вводить новые санкции против России

РИА Новости и еще 149 источников

Полиция подтвердила информацию о самоубийстве Робина Уильямса

РБК и еще 169 источников

Россия назвала запрещенные для ввоза продукты

ИТАР-ТАСС и еще 34 источника